Печка ваз 2101 плохо греет

Диагностика и ремонт системы отопления ВАЗ-2101

Когда на российских дорогах только начали появляться тольяттинские автомобили, их владельцы не могли не отметить разительный контраст по уровню комфорта с предыдущими массовыми марками (москвичами, запорожцами, отчасти – волгами). Улучшение микроклимата в салоне тоже являлось несомненным достоинством «копейки» – на новых автомобилях проблем с работой печки в целом практически не было.

Но сегодня представители вазовской классики вступили в глубоко пенсионный возраст, когда о былом здоровье можно только мечтать. Поэтому уже привычной можно назвать ситуацию, когда у встретившегося в зимнее время ВАЗ-2101 окна сильно запотели, а водитель предпринимает отчаянные шаги, чтобы исправить ситуацию.

Понятно, что ни о каком комфорте речь уже не идёт, но ведь плохо работающая штатная печка – это реальная угроза безопасности движения. Сегодня мы попробуем разобраться, какие неисправности системы отопления могут повлиять на работу печки, как их можно диагностировать. Приведём и наиболее экономичные способы ремонта печки.

Печка перестала греть в дороге

Это, пожалуй, самый неблагоприятный вариант для любого водителя. Можно считать подарком судьбы, если это произошло в городе, но нередко полный отказ штатного обогревателя происходит во время дальних поездок, и в большинстве случаев это очень серьёзная поломка, которая может привести к перегреву и заклиниванию силового агрегата.

Рассмотрим основные причины, почему у ВАЗ-2101 печка внезапно перестаёт работать.

Прежде всего следует озаботиться проверкой уровня ОЖ. Если он сильно упал, или в расширительном бачке её вообще нет – вот вам и причина. Быстрое и резкое падение уровня антифриза практически сразу же скажется на работе печки – она перестанет дуть тёплым и тем более горячим воздухом, при этом стрелка температурного датчика начнёт неуклонно подниматься к красной черте.

Чтобы не ухудшить ситуацию, следует немедленно остановиться и начать искать причину утечки.

Осмотру подлежат все патрубки системы охлаждения, места их соединения с узлами СО, оба радиатора – основной и отопителя. Если проблема в потерявшем целостность шланге (от времени или по причине механического воздействия) – это плохо, но не смертельно. Обычно запасные патрубки с собой не возят. Вам повезло, если длины шланга достаточно, чтобы просто отрезать проблемное место, но вероятность именно такого расклада невелика. Что можно посоветовать? Заделать дырку подручными средствами (изолентой или скотчем). Это позволит минимизировать утечку. Остаётся только долить недостающий объём тосола и продолжить движение до ближайшей СТО, чтобы устранить неисправность.

Антифриз на трассе тоже не валяется, но на крайний случай подойдёт и вода – мотор горячий, поэтому риск её замерзания даже в самый сильный мороз практически отсутствует. Но может случиться и так, что и с водой будут проблемы. В крайнем случае, можно запихать в расширительный бачок снег – да, это негигиенично, да и таять он будет долго, но если течь устранена, лучше этот способ, чем полная остановка из-за заклинившего мотора.

Гораздо хуже, если потёк один из двух радиаторов. И если течь сильная, остаётся только один способ – постоянно доливать воду с частыми остановками, пока не доберётесь до места ремонта. Конечно, в любом случае у вас есть и альтернативный способ – вызвать эвакуатор, но чем дальше вы от дома, тем дороже он вам обойдётся. Можно вызвать друга и пробовать доехать на буксире. Но опять же, пока вы не доберётесь до гаража, придётся помёрзнуть, а когда на улице минус 25, а дорога дальняя, вряд ли такой способ можно назвать приемлемым.

Печка попеременно дует горячим/холодным воздухом

Наиболее очевидная причина именно такой проблемы – наличие завоздушенности в магистрали системы охлаждения. Как правило, печка ВАЗ-2101 плохо греет из-за того, что воздушные пробки не дают циркулировать охлаждающей жидкости как положено, и из-за её дефицита в радиаторе отопителя периодически возникают проблемы с нагревом воздуха, подаваемого в салон.

Причины образования завоздушенности СО:

  • долив тосола с несоблюдением правильной технологии;
  • разгерметизация магистрали системы охлаждения (вытекающая охлаждающая жидкость замещается воздухом – законы физики);
  • неисправен клапан расширительного бачка.

Если причина завоздушенности заключается в течи тосола – необходимо её обнаружить и устранить. Проблема с неисправным клапаном решается заменой пробки расширительного бачка.

В любом случае от завоздушенности нужно избавиться. Делается это стандартным способом: откручиваете крышку РБ и на прогретом до 90 градусов двигателе на протяжении 3-5 минут несколько раз почти до упора нажимайте на педаль акселератора. Хорошая прогазовка должна выгнать воздух из системы, но для получения гарантированных результатов желательно, чтобы передок машины был поднят (градиента в 15º достаточно).

Вентилятор работает, но печка ВАЗ-2101 дует холодным воздухом

Как правило, виновником такой неисправности является рычаг или привод рычага, ответственного за включения режима «тепло». Если он исправен, при его нажатии откроется краник печного радиатора. В результате горячий тосол, идущий от силового агрегата, начнет попадать в радиатор отопителя и нагревать нагнетаемый вентилятором воздух, следующий затем в салон машины.

Читать еще:  Как натянуть чехлы на сиденья автомобиля

Нужно проверить состояние тросика рычага – возможно, он слетел. Стандартный, рекомендуемый автопроизводителем способ ремонта заключается в снятии торпедо. Но, как утверждают бывалые автомобилисты, можно сделать это и попроще:

  • демонтируем днище бардачка (вместе с левой боковиной);
  • вытаскиваем дефлекторы отопителя;
  • откроется доступ к направляющим патрубкам воздуховода – демонтируем их;
  • теперь можно увидеть и сам тросик – он крепится на пластиковом кронштейне. Одеваем его на место и собираем всё в обратном порядке.

Может сломаться и сам кронштейн – в этом случае меняем его на новый. Многие садят тросик на клей, чтобы он не слетал – мы этого делать не рекомендуем, поскольку в этом случае могут возникнуть проблемы с ремонтом (при треснувшем кронштейне придётся менять его вместе с тросиком, а это уже другая история).

Печка ВАЗ-2101 не греет совсем

Если при включении режима «тепло» вентилятор не запускается (он работает достаточно шумно, так что с диагностикой этой неисправности проблем не возникнет), то причина заключается либо в электрооборудовании, питающем электромоторчик, либо в самом вентиляторе.

Первым делом проверяем целостность предохранителя №2 – именно он отвечает за работу электродвигателя отопителя (а также дворников и омывателя ветрового стекла). Как вы поняли, для этого даже не нужно лезть в блок предохранителей – если стеклоочистители тоже не работают, то проблема именно в сгоревшем предохранителе. Если после замены ситуация повторится – следует искать причину (вероятнее всего, в цепи имеется короткое замыкание, чаще всего пробивает на массу обмотку якоря).

Если предохранитель цел, а моторчик вентилятора не подаёт признаков жизни, можно тестером проверить проводку от блока предохранителей до электродвигателя на предмет наличия обрывов, окисления или ослабления контактов.

Если и здесь всё в порядке – очевидно, что не работает сам моторчик. Виновниками его поломки может быть износ щёток электромотора, износ (критическое окисление) коллектора, обрыв в обмотке. Если зачистка/замене коллектора или щёток не помогла – меняем двигатель вентилятора.

Многие предпочитают устанавливать вместо родного моторчика вентилятор от шестёрки – он мощнее и обеспечивает больший объём воздуха, нагнетаемого в салон.

Печка дует слегка тёплым воздухом

С этим явлением наверняка сталкивался каждый обладатель вазовской классики, ибо все большие проблемы начинаются с малых.

Впрочем, и с диагностикой здесь дела обстоят не так просто, ибо причин того, почему с печки ВАЗ 2101-2104 дует тёплый или холодный воздух, может быть множество.

Например, из-за того, что мотор вентилятора отопителя вращается намного медленнее номинального режима работы. Такая неисправность является следствием окисления/загрязнения коллектора. Зачистка щёток коллектора или полная замена электродвигателя – возможные варианты ремонта.

К таким же результатам обычно приводит заедание подшипника – диагностируется по появлению скрипов со стороны печки, которые со временем усиливаются, вплоть до заклинивания вала якоря.

Второе распространённой причиной, почему печка ВАЗ-2101 греет плохо – недостаточный прогрев мотора. Если стрелка температурного указателя не поднимается до положенных 90 градусов, можно предположить, что заклинило термостат, причём в положении, когда ОЖ постоянно циркулирует по большому контуру. В этом случае потребуется замена термостата, которую на «копейке» производят самостоятельно:

  • работать нужно с остывшим силовым агрегатом, установленным на ровной площадке;
  • откручиваем пробки основного радиатора и расширительного бачка;
  • сливаем антифриз в предварительно подготовленную ёмкость подходящего объёма (порядка 3 литров);
  • закручиваем сливную пробку;
  • отвёрткой с плоским наконечником ослабляем хомуты патрубков, присоединённых к термостату;
  • демонтируем термостат;
  • заменяем его на заведомо работоспособный;
  • производим все остальные работы в обратном порядке.

После того, как ОЖ долита до нормы, запускаем мотор и следим, как ведёт себя термостат, ощупывая его патрубки – нижний должен оставаться холодным, пока двигатель не прогреется до 85-90 градусов.

Другой часто встречающейся причиной, из-за которой не греет печка ВАЗ-2101, является загрязнение печного радиатора. В результате теплоотдача устройства резко снижается (чему способствует как ухудшение циркуляции тосола, так и уменьшение теплоотдачи по причине налипания на внешних и внутренних стенках трубок накипи и других загрязнителей).

Как узнать, что в недостаточном количестве тепла виновен забитый радиатор? Очень просто: при разогретом двигателе проверить на ощупь подводящий и отводящий шланги. Если первый – горячий, а второй намного холодней – очевидно, что потери тепла происходят именно в печном радиаторе.

Его можно подвергнуть ревизии, но лучше заменить на новый – решение принимается после его демонтажа по результатам осмотра.

Приводим алгоритм демонтажа печки «копейки»:

  • в пользовательской инструкции рекомендуется слить тосол, однако в данном случае из-за потери незначительного объема жидкости этого можно и не делать (выльется не более литра антифриза);
  • со стороны моторного отсека ослабляем хомуты на фланцах радиатора и стаскиваем патрубки. Работать нужно осторожно – шланги обычно прикипают, и чтобы их снять, придётся приложить немало усилий;
  • откручиваем крышку резинового уплотнителя, демонтируем его;
  • переходим в салон, откручиваем саморезы, удерживающие панель автомагнитолы (при её наличии);
  • ослабляем крепёж привода краника печки, отсоединяем тросик;
  • откручиваем скобы крепления кожуха вентилятора;
  • сдвигаем кожух вниз и влево – полностью его демонтировать не удастся из-за электропроводки;
  • вытаскиваем печной радиатор из кожуха.
Читать еще:  Замена термостата ваз 2112 16 клапанов

Теперь можно приступать к тщательному осмотру радиатора, а также краника печки. Если на трубках имеются следы сквозной или почти сквозной коррозии, дальнейший осмотр можно прекратить – отремонтировать такой радиатор не удастся.

Если состояние радиатора более-менее сносное, можно попытаться его прочистить, используя магазинные или «народные» средства.

Проверяем также, не заедает ли рукоятка краника – обычно такое происходит, если печкой длительное время не пользовались (не включали на протяжении всего теплого времени года). Меняем краник, если на его поверхности также обнаружены следы подтекания.

При монтаже нового или отреставрированного радиатора не забываем установить новые прокладки, которые можно предварительно смазать силиконом – это предотвратит возможные течи. Эту же операцию проделываем в отношении резиновых патрубков, подсоединяемых к радиатору. Доливаем необходимое количество тосола и проверяем работу печки, а также герметичность всех соединений.

Украинский Автоклуб ВАЗ

Печка не греет

  • Нравится
  • Не нравится

HALK 04 дек 2007

  • Нравится
  • Не нравится

Бакс 04 дек 2007

  • Нравится
  • Не нравится

sha 04 дек 2007

Полез потрогал трубки,горячия.

по ходу кран у тебя закис

в положении “открыто”, что не должно было отразиться на способности печки греть.

Если оба патрубка горячие, а дует холодом, то скорее всего у тебя нарушилась перегородка в радиаторе. Обычно бывает из-за замораживания воды в системе охлаждения. Без снятия и распайки радиатора восстановить эту перегородку невозможно. А для начала я бы снял весь низ печки до радиатора и пощупал левый бачек и соты.

HALK
Я когда-то писал про печку 2105, но многое оттуда будет полезно и тебе: http://vaz2101.kiev. iewtopic&t=4075

  • Нравится
  • Не нравится

RusLi 04 дек 2007

  • Нравится
  • Не нравится

HALK 04 дек 2007

  • Нравится
  • Не нравится

HALK 04 дек 2007

Обычно бывает из-за замораживания воды в системе охлаждения.

дело в том что когда я ее взял там был тосол уже,а холодов еще не было таких явных.и я сам тоже поменял тосол на новый.разве шо он в пргошлом году ее там заморозил.Кстати сначала грела.вот только недавно перестала.

  • Нравится
  • Не нравится

pika4y 04 дек 2007

  • Нравится
  • Не нравится

HALK 04 дек 2007

  • Нравится
  • Не нравится

sha 04 дек 2007

дело в том что когда я ее взял там был тосол уже,а холодов еще не было таких явных.и я сам тоже поменял тосол на новый.разве шо он в пргошлом году ее там заморозил.Кстати сначала грела.вот только недавно перестала.

Машине, вообще-то, 27 лет уже. Ты уверен что ее ни разу не замораживали за все это время? Есть еще признак замерзавшей в радиаторе воды: у него распухают бачки.

ИМХО если подводящий патрубок горячий, то с термостатом все в порядке (двигатель нагревается), если и отводящий тоже горячий (пощупай оба патрубка где-нибудь под капотом, для чистоты эксперимента) – значит ОЖ через контур печки циркулирует.

Еще печка может не греть если загажен сверху ее радиатор всяким мусором (пух, листья) или ты просто закрыл заслонку забора воздуха. 😀

  • Нравится
  • Не нравится

Бакс 04 дек 2007

  • Нравится
  • Не нравится

LSasa 05 дек 2007

а етот краник поменять не поможет.и когда его менять я так понимаю тосол нада слить.просто в камасутре прое то ничче не написано толком.

Достаточно снять резиновые патрубки под капотом соединяюшие трубки идушие от двига с трубками идущими в салон чтобы тосол с печки слить. И все так как печка на выше уровня охлаждающей системы. Кстати если мало тосола в системе его может просто не докачивать в печку. Судя по описанию это кран ты всеже проверь обе трубки горячие или нет? Так как ти писал что не смог переключить кран то я так понимаю он у тебя должен быть закрыт. Я очень сомневаюсь что в теплую погоду ты ездил с включеной печкой.

  • Нравится
  • Не нравится

HALK 05 дек 2007

  • Нравится
  • Не нравится

HALK 05 дек 2007

Что находится в системе охлаждения?

В системе азмол тосол.Или када нибудь чистилась незнаю.я када брал делал акцент токо на 3 вещи.Кузов,двиг,коробка.

  • Нравится
  • Не нравится

HALK 05 дек 2007

Судя по описанию это кран ты всеже проверь обе трубки горячие или нет?

нет,та что к крану гарячяя.а над ней выше вторая,дак та холодная.Слить тосол ,поменять кран моя задача.Тада вопрос такой.Када через патрубки солью тосол,туда воздух не попадет.Ето не плохо для системы охлаждения.

  • Нравится
  • Не нравится

alex_lys 06 дек 2007

Судя по описанию это кран ты всеже проверь обе трубки горячие или нет?

нет,та что к крану гарячяя.а над ней выше вторая,дак та холодная.Слить тосол ,поменять кран моя задача.Тада вопрос такой.Када через патрубки солью тосол,туда воздух не попадет.Ето не плохо для системы охлаждения.

Однозначно – закисший кран или забитая печка. Первое более вероятно. Но если уже менять кран то сразу и прочистить радиатор печки. А тосол лучше сливать с нижнего крана (болта) радиатора и с нижнего болта блока цилиндров. Весь можно не сливать – до половины, т.е. около 5 литров. После ремонта заливать тот-же тосол (если он ещё пригоден к употреблению) через горловину радиатора. Лить медленно, давать булькать воздуху, который выходит из системы. И проблем быть не должно. Даже если в системе и останется где-то воздух, то его должно выгнать в расширительный бачок.
Радиатор печки вынимай аккуратно – там тонкие и хрупкие болты на креплении краника и отводного штуцера. Я один отламал, пришлось запаивать с большой морокой.

  • Нравится
  • Не нравится

HALK 06 дек 2007

  • Нравится
  • Не нравится

sha 06 дек 2007

HALK
Кстати, у тебя поломались обе кнопочки “?” на клавиатуре. 😀

Я тебе давал ссылку. Там написано абсолютно все и про новый краник и про мойку радиатора. Информация накоплена мной лично и все описанное проводилось на моих печках. Не ленись почитать.

  • Нравится
  • Не нравится

alex_lys 06 дек 2007

alex_lys
тосол новый.прошол на нем 300 кило,мож 400.понял.будучиниться.краник новый нада я так понимаю.а радиатор чистить чем.

Чистил ровно год назад. Я залил снятый радиатор кипятком с раствором лимонной кислоты (100 гр на 1 литр), подержал до полного остывания , слил и 2-3 раза промыл проточной водой под краном. С тех пор печка-шо в африке.

  • Нравится
  • Не нравится

LSasa 08 дек 2007

Судя по описанию это кран ты всеже проверь обе трубки горячие или нет?

нет,та что к крану гарячяя.а над ней выше вторая,дак та холодная.Слить тосол ,поменять кран моя задача.Тада вопрос такой.Када через патрубки солью тосол,туда воздух не попадет.Ето не плохо для системы охлаждения.

Воздух попадет но ничего страшного в етом нет.

Почему в ВАЗ 2101 плохо греет печка и как это исправить?

Новые ВАЗ 2101 в зимнее время года грели своего водителя и пассажиров очень хорошо, но с годами система отопления может работать уже не так хорошо. Идя по городу можно увидеть множество старых Жигулей с запотевшими, а иногда даже замерзшими окнами, говорить о том как сильно замерзшие окна могут ограничить видимость — было бы лишним. Почему отопление ВАЗ 2101 не работает на полную мощность?

Во время ремонта или тюнинга не нужно забывать и о других составляющих. Например, изначально может быть выполнен онлайн подбор аккумулятора, потому что Аккумуляторный супермаркет “АКБ ПЛЮС” готов предложить множество разных вариантов. Аккумуляторы в зимнее время считаются чуть ли не самой важной составляющей.

По своей сути система обогрева салона и система охлаждения мотора на 70% имеют общую структуру. Так , на обе системы работает общая помпа и термостат. При закипании термостат может не пускать тосол к радиатора печки, а это значит, что он не будет нагреваться и не будет отдавать тепло в салон. Итак, первая возможная и довольно распространенная причина — это термостат.

Проверить исправность термостата можно прогрев движок вашего ВАЗ 2101 до рабочей температуры и после дотронуться к нижней части термостата Если низ холодный — это говорит, что клапан термостата не пускает жидкость к радиатору печки и стоит заняться заменой термостата.

Если низ термостата теплый, а затем становится горячим возможно причина заморозков салона кроется в помпе. Для начала следует завести мотор и послушать его, нет ли со стороны помпы посторонних звуков, затем, при заглушенном моторе стоит подергать вентилятор прикрученный на помпе, если вы заметите люфт, очень может быть, что причина холодов в салоне кроется именно в помпе.

Если же и помпа не подает признаков неисправностей, стоит обратить внимание на кран печки. Обратите внимание на два резиновых патрубка со стороны правого крыла, они ведут к радиатору печки и один из них проходит через специальный кран ( наподобе водопроводного) который позволяет открыть подачу тосола к печке зимой и перекрыть подачу летом- когда печка совершенно не нужна. Если на прогретом моторе один из двух шлангов идущих к радиатору печки теплый, а второй горячий — это значит, что кран перекрыт, если оба резиновых шланга горячие — кран печки открыт.

Источники:

http://remam.ru/vozdsys/ne-greet-pechka-vaz-2101.html
http://vaz2101.com/index.php?/topic/822-pechka-ne-greet/
http://tuning-vaza.ru/vaz-2101/145-pochemu-v-vaz-2101-ploho-greet-pechka-i-kak-eto-ispravit.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии