1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Как определить стук рулевой рейки

Как определить неисправность рулевой рейки

Одной из самых распространенных неисправностей в автомобилях является неисправность рулевой рейки, которая представляет собой устройство, соединяющее руль и колеса, и позволяющее водителю управлять ими.

Все дело в том, что при повороте руля, колеса посредством этого узла, точно реагируют на то, в какую сторону им поворачивать.
В некоторых автомобилях рулевая рейка установлена без усилителя, то есть механизм, соединяется напрямую с колесами, в результате чего необходимо прикладывать довольно много усилий, чтобы крутить руль, тем более если дело касается грузовых автомобилей.

Сейчас у большинства автомобилей на рейку устанавливают усилители, которые бывают двух типов:
— ГУР — усилитель, работающий на жидкости;
— ЭУР — усилитель, работающий на электричестве.
Благодаря этим устройствам повороты руля будут более легкими и комфортными.

Хотелось бы обратить внимание на то, что от этого узла в первую очередь зависит Ваша безопасность, так как при его неисправности значительно снижается маневренность автомобиля, что особенно актуально в городском потоке. Также руль может попросту заклинить, именно поэтому важно, чтобы эта система всегда была в рабочем состоянии.

Основные неисправности рулевой рейки

Пожалуй, к основным неисправностям данного механизма можно отнести две:

— во-первых, стук в рулевой рейки, который впоследствии может привести к заклиниванию руля;

— во-вторых, гул (гудит насос) и течь жидкости.

Кстати, если у Вас на автомобиле ЭУР (электрический усилитель руля), то нужно знать о том, что такое устройство течь не может, так в ее конструкции нет масла, а вот стучать она может очень сильно.

Стук в рулевой рейке
Итак, стук в данном механизме является довольно сложной поломкой, который можно охарактеризовать двумя типами: поверхностным и внутренним.

Поверхностный стук может появиться в результате того, что при разрыве пыльника тяги, наконечник довольно быстро выходит из строя и начинает стучать. Для устранения этой поломки наконечник и пыльники необходимо заменить на новые. Процесс замены этих запчастей относительно прост, если Вы знаете, что и как правильно нужно делать.

Внутренний стук говорит о более серьезной поломке, связанной с внутренними частями рулевой рейки, которую очень сложно определить самостоятельно. Дело в том, что при внутренней поломке, внутренние поршни и направляющие втулки «рулевой» ломаются или сминаются, так как именно они несут на себе основную нагрузку.

В результате такой поломки появляется стук. Кстати, еще одной из причин появления шума при этой поломке может быть большая выработка, которая появилась со временем из-за большого пробега.

В такой ситуации Вам предстоит довольно сложный и дорогостоящий ремонт, поэтому лучше всего доверить это дело профессионалам.

Течь рулевой рейки
Течь в данной системе появляется в том случае, если выходят из строя резиновые уплотнители. Такая поломка характерна для автомобилей с ГУР. Как правило, усиление у нее происходит из-за нагнетания жидкости в корпусе со специальным насосом, и если сальники выходят из строя, то давление падает, при этом жидкость начинает сочиться и капать на дорожное покрытие.

При этой поломке уровень жидкости падает каждый день и ее приходится добавлять. Также данная поломка может появиться в результате ржавления вала, ходящего по сальникам, так как из-за ржавчины они довольно быстро выходят из строя. «Заржаветь» вал может из-за длительного простоя автомобиля.

Гул рулевой рейки.
Гул (гудение) самого механизма возникает, когда жидкость не уходит и при этом руль крутиться сложно, поэтому слышится сильное «гудение» оповещающее о том, что из строя вышел насос ГУР, который не нагнетает нужного давления, в связи, с чем повороты становится делать сложнее.

При возникновении вышеуказанных признаков в первую очередь нужно провести диагностику вашего автомобиля.

В каком случае рулевая рейка может выйти из строя?
Так как данная конструкция непосредственно связана с колесами, то в первую очередь на ее рабочее состояние влияет неаккуратная езда по неровной местности. И поэтому, если при езде Вы, слишком быстро пересекаете трамвайные пути, глубокие ямы, плохие дороги или же просто резко заезжаете на бордюры, то рулевая рейки выйдет из строя очень быстро.

Также необходимо знать о том, что любая «рулевая» не любит резких «стартов» с места, тем более, если при этом колеса до упора выкручены в ту или иную сторону.

Поэтому главное правило для продления срока эксплуатации системы в рабочем состоянии – это снижение скорости перед препятствием, и медленное его преодоление.
Основные признаки неисправности рулевой рейки.

Итак, как же самостоятельно определить неисправность?

Во-первых, при управлении руль стало крутить в несколько раз сложнее, чем раньше.

Во-вторых, под машиной стали появляться капли маслянистой консистенции.

В-третьих, если Вы каждый день добавляете жидкость в специальный бачок, и при этом иногда выходит сигнализирующая лампа.

В-четвертых, во время езды по неровностям слышен сильный стук в передних колесах или посередине машины спереди.

В-пятых, при повороте руля в сторону слышен сильный гул.

Если Вы столкнулись с подобными признаками, то следует незамедлительно обратиться к мастерам в автосервис.

Стоит ли делать ремонт рулевой рейки?

Однозначно, стоит! Ведь если Вы временно эксплуатируете автомобиль, в котором рейка стучит или «подтекает», то нужно понимать, что рано или поздно направляющие элементы разобьются окончательно, в результате чего руль попросту заклинит.

А если такая поломка произойдет на большой скорости? О последствиях страшно будет даже подумать. Поэтому в первую очередь – это Ваша безопасность, о которой должны позаботиться только Вы сами.

Что выбрать: ремонт или замену на новую рейку?

В связи с тем, что замена всей системы у официального дилера обходится довольно в круглую сумму, большинство автолюбителей приобретают «неоригинальные» запчасти, которые в свою очередь в разы дешевле и в зависимости от производителя бывают хорошего качества, таким образом, эти запчасти прослужат достаточно долго, не меньше чем запчасти от официальных дилеров.

Но зачастую особо экономные автовладельцы приобретаю дешевые или восстановленные запчасти, которые могут выйти из строя уже через 3-6 месяцев эксплуатации.

Также при желании можно приобрести и полный ремонтный комплект, включающий в себя все сальники, пыльники, втулки и прочее.

Но лучше всего ремонт рулевой рейки доверить профессиональному автосервису, так как подобная замена запчастей требует определенного опыта и навыков.При этом большое значение имеет то, какого качества будет приобретенный ремкомплект.

Теперь Вы знаете о том, как определить, исправна ли рулевая рейка в Вашем автомобиле.

Читать еще:  Как проверить стартер ваз 2106

Стук в рулевой рейке: как определить, как устранить стук

Конструкция автомобиля включает в себя десятки разнообразных компонентов. Некоторые из них в ходе эксплуатации приходят в негодность, о чем свидетельствует появление специфических звуков. Одним из таких является стук в рулевой рейке. В этой статье вы найдете полезную информацию о том, как определить неисправность, какие имеются методы диагностики и устранения поломки.

Несколько слов о рулевой рейке

В современных реечных механизмах используются два основных компонента: стойка и шестерня. Деталь, благодаря такой простой конструкции, отличается продолжительным сроком службы, при этом способна исправно выполнять свои функции на протяжение более 100 тысяч километров. Тем не менее, выход из строя возможен, и тогда вам придется осуществлять ремонт.

Принцип работы этого устройства также довольно прост. При повороте руля рейка начинает перемещаться в заданную сторону, что приводит в движение тяги, а также обеспечивает поворот колес. Рекомендуется сразу же при обнаружении стука произвести диагностику, так как этот компонент отвечает за управление транспортным средством.

Причины появления стука

Несмотря на свою надежность, конструкция рейки имеет несколько недостатков. Сюда относится чувствительность к ударным нагрузкам, сложность установки и склонность к постоянным вибрациям. Под воздействием внешних нагрузок какой-либо компонент, конечно же, приходит в негодность, поэтому появляется характерный стук.

К главным причинам этого явления относится:

  • Сильный износ пластмассовой втулки, установленной на правой или левой стороне рейки. В конструкции появляется сильный люфт, из-за которого водители слышат посторонние шумы. Особенно проявляется при езде по плохой дороге.
  • Некачественная затяжка соединений в конструкции рулевого механизма. Устраняется достаточно просто (необходимо хорошо затянуть все крепежи).
  • Появление коррозии, которая разрушает металл и способствует образованию люфта.
  • Повреждения пыльников. В конструкцию попадает пыль, песок и грязь, повышающие износ детали.
  • Деформация картера, что приводит к неправильному углу между винтом и зубьями.
  • Выработка ресурса центрального зуба.

Нередкой проблемой является течь в машинах с ГУР (гидроусилителям руля). В конструкции ГУРа используется специальный насос, который создает дополнительное усилие при повороте руля, облегчая процесс водителю. Когда сальники выходят из строя, давление в системе падает, рабочая жидкость просачивается, соответственно, руль вращается с затруднениями. В результате, это приведет к ускоренному износу и появлению стука.

Длительный простой может стать причиной ржавления вала и появления трудностей при повороте руля, сопровождающихся стуком. Если вместе со стуком появляется еще и гул, это говорит о поломке насоса ГУР. Он не нагнетает нужного давления. Выход из ситуации – замена данного компонента.

Большинство реек изготовлено из мягкого металла, который со временем сминается, поэтому необходимо регулярно проводить осмотр этой детали. Теперь вы знаете, почему стучит рулевая рейка, а значит, сможете устранить проблему.

Проверка рулевой рейки

Стук в автомобиле может возникать по нескольким причинам. Многие автомобилисты спрашивают, как определить стук в рулевой рейке. Сделать это можно следующими способами:

  • Визуально на слух. Вы можете услышать поверхностный и внутренний стук. Первый происходит из-за разрыва пыльника. В этом случае наконечник никак не защищен, поэтому быстро выходит из строя. Внутренний стук говорит об более серьезной поломке, диагностировать которую лучше в автосервисе.
  • Проверить, есть ли зазоры в шарнирах рулевых тяг.
  • Отсоединить поперченные тяги. Если стук остался, то проблема именно в рулевой рейке.

Рекомендуется поставить автомобиль на подъемник или яму, а затем попросить кого-то покрутить руль. Находясь непосредственно под машиной, вы с большой вероятностью сможете определить источник звука.

При покупке подержанного автомобиля диагностика может усложниться. Повреждение будет трудно определить, так как предыдущий владелец мог полностью заменить пыльники на новые, оставив основную проблему без решения. В таких ситуациях лучше полностью произвести демонтаж всей конструкции.

Ремонт или полная замена

Если денежные средства позволяют, то стоит приобрести новые детали, так как они гарантируют максимальный срок эксплуатации. Однако стоимость редуктора достаточно велика. Всегда появляется искушение купить неоригинальные детали. Иногда по качеству они не будут уступать изделиям от официального производителя, но шанс наткнуться на низкокачественный продукт всегда есть.

Альтернативный вариант – сделать качественный ремонт. Для этого покупается специальный ремкомплект, а затем осуществляется замена сальников, пыльников и других компонентов. Если у вас имеется определенный опыт ремонта автомобилей, то вы можете сделать это самостоятельно. В ином случае, естественно, рекомендуется обратиться в специализированную автомастерскую. Ремонт системы с ГУР представляет сложности, поэтому делать его должны высококвалифицированные мастера.

Процедура ремонта

Купив необходимый ремкомплект, можно приступить к демонтажу. Здесь необходимо соблюдать определенный алгоритм, состоящий из следующих шагов:

  1. Выполните полный демонтаж рулевой рейки.
  2. Снимите рулевые тяги.
  3. Очистите конструкцию от грязи, накопившейся в ходе эксплуатации.
  4. Произведите замену изношенных деталей.
  5. Проведите осмотр вала, а при необходимости установите новый.

Зачем снимать рулевые тяги? Это существенно упростит процесс установки новых пыльников. Натягивая их на соответствующие выступы на тяге, можно добиться максимальной герметичности. Перед сборкой рейки обязательно смажьте внутренний сальник.

Если в вашем автомобиле установлен гидроусилитель, тогда предварительно необходимо будет отключить трубки высокого давления, а затем слить рабочую жидкость в подготовленную тару. Снимать редуктор самостоятельно с гидроэлектроусилителем не рекомендуется. Процедура предусматривает демонтаж подрамника, а выполнить его в одиночку невозможно.

Описанная методика позволит устранить стук в рулевой рейке. Для выполнения процедуры вам понадобится набор ключей и отверток, гараж с ямой. Также всегда можно обратиться в автосервис, где все вышеописанные операции сделают автомеханики. Но будьте осторожны, так как они могут накрутить стоимость ремонта или поставить низкокачественные расходные детали.

Если стучит рулевая рейка, можно ли ездить?

Конечно, со стуком ваш автомобиль проедет определенное количество километров, но рисковать и продолжать ездить дальше с этим не стоит. В самом худшем случае рулевой механизм может просто заклинить. Если это произойдет на большой скорости, последствия будут самыми плачевными.

Обезопасьте себя и других участников дорожного движения. При появлении стука или гула в конструкции обязательно выполните диагностику или обратитесь в СТО. На некоторых автомобилях из-за особенностей подвески небольшой стук в рейке может быть вполне нормальным. Получить подробную информацию о проблеме для вашей марки и модели авто можно на тематических форумах в Интернете.

Меры профилактики

Избежать появления стука в рулевой рейке можно, выполняя несколько мер, среди которых стоит отметить:

  • Сведение до нуля резких торможений и стартов (если этого не требуют обстоятельства). Агрессивный стиль вождения сильно влияет на износ компонентов рейки.
  • Не используйте во время парковки бордюры в качестве отсечки. Как было ранее сказано, рулевая рейка крайне восприимчива к ударным нагрузкам.
  • Проезжайте лежачие полицейские, ямы, ухабы и другие неровности на минимальной скорости. При скоростной езде по таким препятствиям рулевая рейка будет испытывать колоссальные нагрузки.
  • Проводите регулярный осмотр сальников, пыльников и других компонентов конструкции. Вовремя обнаружив их разрушение, вы предотвратите ускоренный износ деталей.
  • Как только появились какие-либо признаки неисправности, выполните диагностику.
  • Не удерживайте колеса на максимальном углу поворота больше 5 секунд, так как это отрицательно сказывается на редукторе.

Все это поможет исключить появление посторонних шумов в рейке, а также продлит срок ее службы.

В большинстве случаев устранить стук можно чисткой или заменой расходных компонентов (сальников, пыльников). Стоимость качественного ремкомплекта относительно невелика. Покупка новых деталей существенно ударит по кошельку, но в некоторых ситуациях это является единственно правильным вариантом, поэтому не стоит экономить на своей безопасности.

Стук в рулевой рейке – что делать

Стук, услышанный в рулевой рейке – это тревожный знак для любого автовладельца, ведь этот узел является не только ключевым, но и весьма дорогостоящим. Ее прямым назначением является приведение в движение тяги привода, что позволяет поворачивать колеса в необходимую сторону. Стук, появившийся при повороте руля на месте, свидетельствует о неисправности, которая может быть как легко исправимой, так и требующей полной замены узла.

Читать еще:  Замена датчика детонации мазда 3

Рулевая рейка – все, что нужно знать о механизме

Заместили, что рулевая рейка стала стучать и сразу же отчаялись, решив, что ей требуется дорогостоящая замена? Не стоит расстраиваться раньше времени и слушать непрофессиональных механиков, рекомендующих полностью заменить весь узел. Для начала стоит разобраться в ее строении, включающем в себя:

  1. Рейку или редуктор, предназначенный для передачи усилий от руля на колесную пару и выполняющий непосредственно повороты.
  2. Рулевую тягу, к которой прикрепляется редуктор.
  3. Наконечники, которые прикрепляются к колесам и представляют собой шарниры подвижного типа.
  4. Стоит подчеркнуть, что в большинстве случаев стук, слышащийся в рулевой колонке, возникает при возникновении неполадок в соединительных элементах, что не требует полной замены узла. Причиной таких поражений является жесткая езда по неровным дорогам, а также частое резкое торможение.

Как показывает практика механиков, неисправность редуктора гидроусилителя руля возникает вследствие:

  • Плохо закрепленных крепежей – болтов и гаек, и в этом случае для устранения постукивания достаточно просто их подтянуть.
  • Износ или возникновение дефектов в пластиковой втулке, из-за чего во время езды возникает люфт, сопровождающийся специфическим биением.
  • Покрытия ржавчиной втулки, ставшей причиной люфта.
  • Износ защитных резиновых кожухов, из-за чего в механизм попадает пыль и провоцирует дефекты во внутренних частях.

Неполадки с рулевой рейкой ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать причиной аварии. При появлении тревожных признаков, рекомендуется провести самостоятельный осмотр или отправить машину в сервисный центр.

Как определить причину?

Для примерного определения причины возникновения биения понадобятся два человека, а последовательность действий должна быть такой:

  • Машина загоняется на яму, двигатель заглушается и ставится на ручной тормоз.
  • Один из испытуемых садится за руль, а второй залазит под авто и внимательно осматривает все узлы редуктора. Во время осмотра второй человек должен постоянно поворачивать руль в разные стороны.
  • При осмотре следует обратить особое внимание на резиновую гофрированную защиту. Наличие на ней потеков свидетельствует о наличии поломки именно в этой зоне. Также нужно выявить место, откуда доносится характерный звук биения.

Для более достоверной проверки можно отсоединить все тяги и рычаги — если после этого тревожные звуки не исчезли, то замене подлежит вся рулевая рейка. В случае отсутствия опыта в ремонте автомобиля, диагностику лучше доверить профессионалам.

Способы устранения стука

Самостоятельное устранение проблемы возможно только если стук издает место стыка рейки и тяги. В этом случае необходимо:

  • Аккуратно демонтировать защитный пыльник и стереть всю смазку.
  • Заменить втулку при наличии на ней повреждений, которые чаще всего возникают на моделях из фторопласта.
  • С помощью солярки или специальных жидкостей убрать загрязнения с пружины.
  • Заменить сальник при условии наличия на нем даже малейших повреждений.
  • Аккуратно подтянуть болт регулировки движения втулки.

После всех манипуляций комплектующие ставятся на место, а узел проверяется на работоспособность. Если характерное биение никуда не исчезло, то, к сожалению, придется заменять весь механизм. Установку нового редуктора следует выполнять исключительно в сертифицированном центре, так как только это обеспечит ее последующую работу без сбоев.

Чтобы рулевая рейка прослужила без поломок как можно дольше, необходимо отказаться от экстремально быстрой езды по неровным дорогам и частого использования быстрого торможения.

Устранение стука в рулевой рейке своими руками

Как часто во время движения Вам мешал стук в рулевой рейке, наверное, мало кто задумывался над этим. Одни владельцы транспортных средств обращают на это внимание, иные вовсе нет. А ведь это главный фактор для безопасности водителя и пассажиров.

От общего технического состояния автомобиля зависит длительность срока его эксплуатации. Чем своевременнее и полнее проводится обслуживание, тем срок эксплуатации дольше, и наоборот. Многие владельцы сетуют на автомобиль, мол, мало выхаживает до капитального ремонта. Но ведь причина кроется не в автомобиле, а в его владельце.

Как определить стук рулевой рейки

Необходимо четко выяснить, имеет ли владелец авто элементарные понятия о строении машины. Хорошо, если да, в противном случае, водитель может спутать одни «симптомы» с иными. Стук образовывается из-за:

  • недостаточного крепления механизмов в области рулевого управления;
  • сильной изношенности опорной втулки;
  • образования люфта превышаемого допустимые нормы в подшипнике направляющей втулки;
  • сильного износа зубьев рулевой рейки из-за длительного срока эксплуатации без замены;
  • поджимного сухаря, который сильно изношен, и как следствие не выполняет свои функции;
  • заводского брака при изготовлении деталей и комплектующих.

Вышеуказанный перечень поломок далеко не полный, но его достаточно, чтобы владелец автомобиля обратил внимание на техническую неисправность и приступил к устранению стука в рулевой рейке.

Процесс проведения диагностики

Рассмотрение данного вопроса необходимо проводить в двух позициях:

  1. Самостоятельный осмотр.
  2. Проведение квалифицированными специалистами сервисного центра.

В зависимости от того, какой вариант выберет владелец транспортного средства, зависит срок, стоимость, построение алгоритма действий.

Самостоятельное «исследование» хорошо в том случае, когда владелец имеет представление о строении и принципе работы узла. Немаловажный момент: марка автомобиля и тип рулевого механизма. Например, отечественные марки имеют относительно простую систему управления. Чего нельзя сказать о зарубежных марках. Малейшая ошибка со стороны неопытного «механика» способна привести к нежелательным последствиям.

Толи дело, когда все работы по профилактике и замене проводятся в условиях СТО с применением современного цифрового оборудования под чутким руководством опытных мотористов. На каждый вид работ предоставляется гарантия, выдается полный отчет о состоянии технического средства, указываются следующие интервалы замены расходного материала.

Самостоятельная диагностика стука

Для проведения полноценного «исследования» Вам понадобится напарник.

  • заезжаете на смотровую яму или эстакаду у дороги;
  • глушите мотор, выжимаете ручник, усаживаете напарника за руль, просите его вращать рулевое колесо в стороны;
  • сами в это время залезаете под днище машины, переходите в область передней оси, идентифицируете источник стука.

На основании полученных предварительных данных принимаете решение о дальнейших действиях. Первым делом обратите внимание на состояние пыльников, целостность контргайки, наличие видимых дефектов.

Как устранить стук в рулевой рейке

Стук в рулевой рейке убирается только одним путем – проведением ремонтных или профилактических работ. Дальнейшие шаги будут актуальны только после полной и точной идентификации источника стука, в противном случае труды будут напрасны.

Итак, наиболее уязвимыми зонами рулевого колеса являются: подшипник, сухарь, втулка, пыльник, зубчатый механизм рейки. При проведении визуальной диагностики многих дефектов, предпосылок, поломок можно не увидеть, в силу их скрытности. Необходим полный разбор механизма.

Для проведения полного демонтажа Вам понадобится, независимо от марки автомобиля:

  • набор инструментов;
  • переносная лампа освещения, если работы будут проходить в условиях недостаточной освещенности;
  • ремкомплекты прокладок на корпусную часть рейки;
  • сухари, втулки, уплотнители;
  • смазка, герметик;
  • новые подшипники, при условии, что прежние вышли со строя.

Может понадобиться иное оборудование или оснастка.

Независимо от модели, алгоритм строиться так:

  • демонтируется рулевой механизм, отвинчиваются крепежные соединения;
  • отдаются патрубки гидравлики или электрическая плата для разных типов рулевой;
  • с салона машины снимается фиксатор – соединитель направляющего штока и самого руля;
  • изымается изделие, устанавливается в тиски, проводится визуальная диагностика, полный разбор.

На основании полученных в ходе разбора данных, принимается решение о необходимости замены той или иной детали. В конце разборки все детали подлежат мойке, сушке. Только после этого приступайте к сборке и установке нового оборудования. Обязательно соблюдайте последовательность действий. Это очень важно для обеспечения работоспособности детали во время будущей эксплуатации. Не забывайте смазывать графитной смазкой каждый установленный механизм, если он того требует.

Читать еще:  Как снять тормозной барабан на ваз 2107

Последствия стука в рулевой рейке

Степень критичности последствий будут напрямую зависеть от того, как скоро водитель обратит внимание и приступит к починке. Каждый километр промедления приводит к негативным последствиям и чрезмерному износу смежных деталей. Частые случаи, когда владельцы обращаются в автомастерскую с просьбой провести капитальный ремонт агрегата, хотя начальной причиной был обычный стук в области передней оси. Проигнорировав сигналы машины о поломке, собственнику придется выложить финансовых средств на починку в 2 – 3 раза больше, нежели могло быть.

Критические фазы стуков перерастают в дорожные аварии, съезду в кюветы, обочины, столкновение со встречным авто, летальными исходами для участников движения.

Стоимость починки

Однозначного ответа нет, так как окончательная цена ремонта будет ясна в ходе осмотра. На финальную цену влияет также марка, модель, срок эксплуатации, тип рулевой рейки, сложность строения механизма, место ремонта.

Рекомендации по увеличению срока эксплуатации

Прежде всего, необходимо строго соблюдать установленные скоростные режимы для конкретного автомобиля. Не наезжать на бордюры, не тормозить и не набирать скорость быстро. Особенно актуально это для переднеприводных технических средств.

Следуйте вышеизложенным рекомендациям, соблюдайте установленные правила, своевременно проводите технический осмотр, тогда Ваш автомобиль будет служить долго и безаварийно. Всех благ.

Каковы признаки неисправности рулевой рейки

Исправный рулевой механизм – основа безопасности движения. Каждый водитель должен знать признаки неисправности рулевой рейки и своевременно обращать на них внимание.

Для начала разберемся с основным определением. Рейка – главный элемент системы рулевого управления, задача которого заключается в преобразовании поворота руля в отклонение передних колес.

Виды и устройство рулевых реек

Механическую рулевую рейку можно считать простейшим вариантом исполнения механизма. В рейках данного типа поворот колес осуществляется посредством приложения физической силы водителя. Для облегчения процесса применяется переменный шаг зубьев (варьируется от центральной части к краям) или переменное передаточное число. Подобная схема обеспечивает условно легкость вращения руля во время маневрирования на малой скорости и при больших углах поворота руля. На малых углах отклонения «штурвал» наоборот налит тяжестью, а реакции машины при этом «острые».

Более сложной разновидностью считается гидравлическая рейка или, проще говоря, рейка с гидроусилителем, облегчающим работу водителя. Устройства данного типа очень распространены, хотя в настоящее время активно применяются рейки с электрическими усилителями. Преимущество гидравлических рулевых реек заключается не только в очевидном комфорте (с ними вращать руль несоизмеримо легче, нежели с чисто механическими конструкциями), но и в аспекте безопасности – при попадании автомобиля в яму руль не вырывается из рук, поскольку ГУР гасит удар. Стоит отметить, что избыточно мощный гидроусилитель ухудшает контакт водителя и автомобиля – из-за избыточно сниженного усилия на руле иногда бывает сложно точно почувствовать угол поворота колес, траектория в поворотах буквально нащупывается, а желаемой обратной связи с машиной нет. Следует отметить, что ГУР не любят длительную фиксацию руля в крайних положениях и при этом резкое увеличение оборотов двигателя, при которых повышается давление. Проще говоря, не приветствуют дрифт.

Схема рулевой рейки с гидроусилителем

В последнее время получают все большее применение рейки с электрическим усилителем. Ставится он в рулевую колонку, на рулевой вал или представляет собой одно целое с рейкой. Наиболее бюджетным и при этом опасным решением считается конструкция с усилителем в рулевой колонке – если узел выйдет из строя, то повернуть руль, скорее всего, уже не получится.

Схема рулевой рейки с электроусилителем

На некоторых моделях электрические рулевые рейки критикуют ввиду того, что они не обеспечивают обратной и «чистой» связи с автомобилем, но, тем не менее, нельзя не отметить его преимущества. ЭУР не зависит от температуры окружающей среды и не требует специфичного обслуживания, которое необходимо в случае с ГУР (контроль уровня рабочей жидкости и ее замена). Наконец, электроусилитель экономичен (мотор задействуется только при повороте руля) и имеет более высокий коэффициент полезного действия в сравнении с гидроусилителем.

Причины неисправностей рулевой рейки

Как уже было сказано выше, водителю следует очень внимательно относиться к состоянию рулевого механизма и не игнорировать симптомы неисправностей, в частности, изменения в поведении машины, течи и посторонние звуки.

Прежде всего, это стуки, появляющиеся на плохой дороге и уменьшающиеся при поворотах руля «от упора до упора». В таких ситуациях говорят, что рулевая рейка рейка стучит. Стоит отправиться на сервис, если руль перестал возвращаться в «нулевое» положение после поворота, либо автомобиль вдруг стал нервным и очень чувствительно реагирует на самые незначительные его отклонения. И, конечно, не стоит затягивать с ремонтом, когда бачок гидроусилителя регулярно пустеет, механизм издает воющие звуки, а руль повернуть очень тяжело.

Итак, как определить неисправность рулевой рейки в зависимости от симптомов. Стук рейки свидетельствует об износе шарового шарнира, сайлентблоков крепления рейки и ее центрального зуба. Течет корпус узла? Это говорит об износе или коррозии главного вала. Если руль не стремится вернуться в центральное положение после поворота, то это может указывать на то, что картер рейки или ее вал погнуты. Неимоверные усилия, прилагаемые к рулю при поворотах в обе стороны – следствие разрушения резинового кольца плавающей шайбы насоса гидроусилителя. Бывает так, что на малой скорости руль не повернуть и ситуация улучшается лишь при более высоком темпе движения, но при этом начинаются вибрации. В этом случае стоит обратить внимание на ротор и привалочные плоскости – вероятно, на них задиры. Наконец, о многом расскажут звуки. Свист вкупе с тугим рулем – признак ослабления ремня привода насоса гидроусилителя, а при низком уровне масла в бачке ГУР или износе роторной пары будет воюще-зудящий гул.

Как видите, поломки рулевой рейки не только потенциально опасны, но и существенно снижают качество жизни водителя.

Чего боится рулевая рейка

Коррозия (или, проще говоря, ржавчина) – один из главных врагов рейки и это очень важный момент. Эксперты отмечают, что в ряде случаев ее провоцируют сервисмены, которые при замене рулевых тяг затягивают их пыльники пластиковыми хомутами, а на штатными металлическими элементами. Разумеется, при таком подходе возни меньше, но пластиковые фиксаторы не обеспечивают стопроцентную герметичность пыльников. Получается следующая картина: один пыльник втягивает в себя теплый воздух из моторного отсека, а другой выдавливает его обратно. Казалось бы, что тут особенного? Но не стоит забывать про конденсат, который образуется в процессе остывания воздуха. Вот так рейки и ржавеют.

Как обслуживать гидроусилитель

Менять жидкость в бачке ГУР или не менять? Большинство автопроизводителей о сроках ничего не говорит, намекая на то, что она залита фактически на весь срок службы, однако многие сервисы меняют ее на раз-два. Некоторые эксперты, тем не менее, напоминают, что потемнение жидкости не означает утрату рабочих свойств и считают, что замена способна навредить. Дело в том, что в систему попадает воздух, который может спровоцировать турбулентные потоки, провоцирующие масляное голодание насоса и смывающие грязь со стенок магистралей в рейку.

Источники:

http://avtomasta.ru/rulevoe-upravlenie/kak-opredelit-neispravnost-rulevoj-rejki.html
http://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/agregats/stuk-v-rulevoj-rejke-kak-opredelit-kak-ustranit-stuk
http://www.em-grand.ru/post-stuk-v-rulevoj-rejke-chto-delat.html
http://automorum.ru/sistemy-avtomobilya/rulevoe-upravlenie/stuk-v-rulevoj-rejke.html
http://autorambler.ru/advice/kakovy-priznaki-neispravnosti-rulevoi-reiki.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector