Где находится датчик температуры двигателя
Датчик температуры охлаждающей жидкости: где стоит, как проверить и заменить
Двигатель внутреннего сгорания в рабочем режиме способен прогреваться вплоть до температуры в 300 градусов по Цельсию. При этом металл расширяется, из-за чего может заклинить блок цилиндров (движущийся стакан попросту застревает в цилиндре). Чтобы этого не произошло в каждом ДВС имеется система охлаждения, в 99% случаев — жидкостная. При этом блок управления самостоятельно регулирует её работу, опираясь на показания датчика температуры. То есть если температура критическая, то ускоряется движение охлаждающей жидкости, а также мощность вентилятора для продува радиатора. Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле (ДТОЖ)? И как проверить, что он работает правильно и не вышел из строя?
Для чего нужен датчик
Датчик считывает температуру жидкости в системе охлаждения и передает эти данные в ЭБУ (электронный блок управления). И исходя из этих данных бортовой компьютер поддерживает оптимальный температурный режим работы мотора (а это — порядка 80–90 градусов по Цельсию). То есть блок ЭБУ «понимает», когда необходимо замедлить работу вентилятора и повысить температуру мотора (при прогреве), а когда наоборот — максимально быстро снизить температуру и не допустить кипения охлаждающей жидкости. Благодаря этому мотор точно не заклинит, износ его механических частей будет минимальным (например, при перегреве, те же кольца ускоренно «прогорают»).
Соблюдение правильного температурного режима важно и для поддержания правильной вязкости моторного масла. Только в этом случае мотор сможет работать на полную мощность, но при этом без ускоренного износа.
Если же термодатчик неисправен, то блок ЭБУ получает недостоверную информацию. Соответственно, при холодном двигателе он может принудительно включать вентилятор «на полную», что лишь усложнит прогрев мотора. Или наоборот: при перегреве вентилятор вообще не будет работать, что может закончиться выходом из строя двигателя без возможности его дальнейшего ремонта (при заклинивании повреждается не только блок цилиндров, но и распределительный, коленчатый валы, в некоторых случаях и маховик).
Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости
В 99% случаев датчик устанавливается на выпускном патрубке блока цилиндров. Это то место, где охлаждающая жидкость «выходит» из мотора (то есть там самая высокая возможная температура) и далее попадает в радиатор. В некоторых современных авто устанавливают 2 контроллера: на выходном и входном патрубке (для более точного контроля температурного режима). К самому датчику подходит кабель (из 2, реже — 3 проводов).
Визуально ДТОЖ похож на пластиковую «пробку», с металлической резьбой и дополнительной контактной площадкой на конце. Нужно учитывать, что датчик прямо контактирует с охлаждающей жидкостью. Соответственно, если есть признаки перегрева двигателя, то вытаскивать его не следует (о чем обязательно указывается в технической инструкции к автомобилю).
Видео: где стоит датчик температуры, как заменить ДТОЖ
Принцип работы
Внутри датчика установлен термистор — это разновидность резистора, сопротивление которого зависит от температуры окружающей среды. Именно показания сопротивления считываются и передаются в ЭБУ.
Признаки неисправности ДТОЖ
Ключевые признаки неисправности:
- Недостоверные показания температуры двигателя. Например, сразу же после его запуска на приборной появляется сигнал перегрева. Или наоборот: после 10 – 20 минут работы мотора показывается температура ниже 40 – 50 градусов.
- Не включается или не отключается вентилятор. Но это также может указывать и на неисправность блока управления.
- Показания температуры считываются некорректно. Данные при этом могут мгновенно меняться, например, с 50 до 90 градусов, а затем снова опускаться.
В современных авто также при неисправной работе контроллера на приборной панели загорается сигнал «Check». Подключившись к ЭБУ можно узнать точную причину появления аварийного сигнала.
Как проверить работоспособность?
Для проверки работоспособности потребуются следующие инструменты:
- термометр (обязательно с максимально допустимой температурой свыше 100 градусов, лучше использовать цифровой);
- мультиметр (для замера сопротивления термистора);
- емкость с водой (которую нужно будет медленно подогревать до температуры кипения).
Когда датчик охладился до комнатной температуры к его контактам необходимо подключить мультиметр и перевести его в режим замера сопротивления. При температуре 20 – 30 градусов по Цельсию начальное сопротивление должно составлять порядка 1300 – 2200 Ом.
Далее датчик с подключенными щупами помещают в емкость с водой и медленно начинают её разогревать. При повышении температуры сопротивление должно постепенно падать. Оптимальные показатели следующие:
- 40 градусов — порядка 1000 – 1200 Ом;
- 50 градусов — 1000 Ом;
- 60 градусов — 800 Ом;
- 80 градусов — порядка 270 – 380 Ом;
- 100 градусов — порядка 170 – 180 Ом.
При температуре 110 градусов или выше термистор переключается в «защиту» и происходит разрыв цепи. Сопротивление при этом становится бесконечным (блок ЭБУ этот сигнал распознает как перегрев и включает охлаждение на полную мощность).
Если показания мультиметра будут кардинально разниться от вышеуказанных, то это будет явным признаком, что датчик вышел из строя. Ремонту он не подлежит поэтому его попросту заменяют. В редких случаях помогает тщательная очистка контактов и резьбы от следов коррозии, но это лишь временное решение. Если контроллер «сбоит», то рекомендуется его полностью заменит, обойдется он не дорого.
Замена датчика температуры охдаждающей жидкости
В теории при замене датчика необходимо полностью сливать антифриз из системы охлаждения. Но на практике многие обходятся и без этого (но часть тосола при этом все равно выливается). Общий же алгоритм замены выглядит так:
- отключить контакты;
- выкрутить зажимную гайку;
- вытащить датчик;
- поместить гайку на новый датчик;
- поставить все на место, затянуть, подключить контакты;
- завести двигатель и проверить показания датчика.
Все работы обязательно проводятся «на холодный» двигатель. Самое главное — все тщательно затянуть (чтобы не допустить разгерметизации системы охлаждения) и правильно подключить контакты (через коннектор).
Если в автомобиле установлено 2 датчика, то, соответственно, манипуляция повторяется. Но желательно все же предварительно сливать весь тосол (его можно повторно использовать).
Видео замены датчика температуры (ДТОЖ) на ВАЗ 2115:
Итого, проверить работоспособность датчика достаточно легко, но потребуется, как минимум, мультиметр. Как часто выходят из строя тиристоры? Очень редко, так как единственная причина, по которой это происходит — механическое повреждение тиристора или подводимых к нему контактов, а также коррозия.
Где находится датчик температуры двигателя?
Автомобильные проблемы – это тот вопрос, который сегодня встает все чаще. Дело здесь в том, что машин становится больше, соответственно, и водителей больше, и проблемы их не увеличиваются, а просто начинают, образно говоря, бить по площадям. Ничего особенно печального в технических неполадках нет, особенно если вы способны самостоятельно закрутить несколько гаек. Если же опыт больше, например пять-десять лет регулярного техобслуживания своими руками, то и говорить не о чем. Но для начинающих автолюбителей даже самые очевидные вещи становятся серьезными проблемами, которые надо как-то решать. Одна из таких – это отслеживание температуры охлаждающей жидкости в моторе.
Зачем вообще нужен датчик температуры двигателя?
На самом деле, прибор очень прост, и с ним вообще не должно возникать никаких проблем.
Высокая или, наоборот, чересчур низкая температура двигателя может привести к действительно серьезным проблемам. Настолько большим, что своими силами справиться не удастся и придется обращаться в ремонтную мастерскую, что чревато большими тратами, которые никому не нужны. К тому же если ездить на машине с холодным движком, то срок службы последнего сильно уменьшится. Вот так маленький датчик температуры двигателя становится незаменимой деталью автомобиля.
Какие они бывают?
Чаще всего, когда речь заходит о таких измерительных приборах, то речь идет об охлаждающей жидкости. Это основной путь применения, но бывают и немного другие. Например, датчик температуры двигателя может измерять теплоту масла. Некоторые модели автомобилей, в основном предназначенные для гонок, имеют устройства для отслеживания нагрева коробки передач и масла в дифференциале.
Почему новое лучше старого?
Если говорить в общих чертах, то принцип работы не изменился. Собственно, измениться он и не может – ведь измеряется все тот же параметр, и тут ничего не поделаешь. Но вот определенный момент, в котором датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя в современном агрегате отличается – это динамика показателей.
Старые модели заточены под измерение температуры в определенном месте, обычно это та емкость, куда заливается данная жидкость. То есть информацию вы получаете достаточно статическую, которую можно трактовать совершенно по-разному.
Как устроен такой прибор?
Ответить на этот вопрос достаточно просто, поскольку, несмотря на множественность деталей конструкции, все сводится к трем основным частям. В первую очередь, это, конечно, само устройство, которое снимает показатели. Еще нужно отметить блок датчика, который одновременно контролирует работу первого и передает полученную информацию. Третьим и последним элементом становится простой провод, соединяющий два первых.
Как это ни смешно звучит, проблема частенько заключается именно в нем. То есть обе детали конструкции работают нормально, но происходит все не слаженно, поскольку связи между ними нет.
Виды датчиков
На данный момент производят два основных типа измерителей. Они могут быть магнитными или биметаллическими. Эта информация не особенно влияет на работу, поскольку принцип разный, но результат остается одним и тем же.
Определить, какой именно установлен в вашем автомобиле, легко – при включении двигателя проследите за стрелкой указателя. Если она сразу срывается с места, то здесь работает магнитный датчик. В том же случае, когда проходит некоторое время, после которого начинается медленное движение, это биметаллический прибор.
Магнитный датчик
Здесь все устроено по очень простому принципу – есть несколько катушек, которые располагаются на разных сторонах поворотного якоря, где закреплена стрелка. Все это подключено напрямую к электросети машины – один заземляется прямо так, а вот другой проходит через блок управления, сопротивление которого и будет давать показатель температуры.
Работа основывается на протекающем сквозь катушки токе.
Биметаллические устройства
Собственно говоря, принцип работы здесь основан как на физике, так и на химии.
В самом приборе функция снятия показателя падает на металлический стержень, который расширяется и сужается на незаметные для человеческого глаза величины. Но этого вполне достаточно, чтобы изменить показатели на приборной панели.
Также именно из-за такого достаточно сложного принципа работы снятие показателей немного замедляется, если сравнивать с магнитными датчиками.
Капиллярные приборы
Старые автомобили часто оснащены третьим типом, который сегодня практически нигде не используется. Например, датчик температуры двигателя ВАЗ‘а вполне может быть именно таким, если машине лет семь-десять.
Устройство здесь достаточно сложное и хрупкое, потому его и сняли с производства. Соль в том, что через весь двигатель, от приборной панели к баку с охлаждающей жидкостью, проходит трубка измерителя. Повредить её – раз плюнуть, а менять придется всю систему целиком.
Принцип работы описывать смысла нет, поскольку столкнуться с таким устройством в «полевых условиях» достаточно тяжело. К тому же лучше будет обратиться именно к профессионалу, так как при замене вполне можно что-то повредить.
Где находится датчик температуры двигателя в автомобиле?
Самый распространенный вариант – это установка прямо в корпусе мотора. Блок же, в свою очередь, может находиться в одном из трех мест. Это бывает корпус термостата, головка блока цилиндров или же верхний шланг радиатора.
Так что искать долго не придется, нужно всего лишь осмотреть верхнюю часть корпуса движка.
Некоторые особенности национального автомобилестроения
Проблемы возникают с этим прибором не очень часто. Но для некоторых моделей моторов это может быть печальной привычкой. Например, датчик температуры, 406 двигатель которым укомплектован, ломается достаточно часто. Существуют даже специализированные справочники по теме, так что информацию найти несложно.
Наиболее часто звучат предложения просто поменять модель на 402-ю. Тогда проблем станет гораздо меньше, и жить станет намного проще.
Датчик температуры двигателя – где находится и как самому быстро поменять
Автомобильный двигатель сложная система, на которую навещено куча датчиков. Один из самых важных, это так называемый датчик охлаждающей жидкости, он следит за температурой и не дает мотору перегреться. По сути, от его работы завит долговечность работы этого агрегата, ведь если он выйдет из строя, то можно пропустить перегрев, что просто не допустимо …
ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ
В этой статье я расскажу, почему же так важен этот прибор, как его поменять и какие есть признаки неисправности. НО для начала определение.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – это устройство, которое контролирует нагрев жидкости охлаждения, при достижении максимальной (критической) температуры, он подает сигнал на блок ЭБУ, который в свою очередь включает вентилятор обдува радиатора.
Таким образом, сбрасывается лишняя (повышенная температура), что не дает двигателю перегреться и работать в нормальном режиме. Также этот датчик, передавая информацию о «прогреве», косвенно участвует в образовании, топливной смеси, ведь холодному двигателю нужно больше топлива, чем горячему.
Если датчик температуры неисправен
Это реально плохо, он может просто «загубить» ваш мотор. Это сказывается как на работе, так и на собственно самом состоянии агрегата. Он неправильно подает информацию в блок ЭБУ, а соответственно неправильно происходит топливоподача и зажигание топлива. Данные неправильные, и даже прогретый мотор может заглохнуть и уже не запуститься.
Также двигатель может перегреться, достигнуть стадии кипения, но данные передаваемые в ЭБУ будут не верными. Такой «перегрев» может физически повлиять на строение мотора, это сказывается в – «просевших» маслосъемных кольцах (проявляется — синий дым), в сложных случаях поршни вообще может заклинить.
Как видите, не смотря на простоту устройства этого датчика, он реально выполняет очень важные функции:
1) Способствует топливоподачи в нужных объемах, а также косвенно участвует в системе зажигания.
Устройство, как работает
МЫ уже с вами разобрали — для чего нужны эти датчики, однако хочется отметить что – система охлаждения двигателей внутреннего сгорания не могут обойтись без правильной корректировки и контроля. Именно это «маленькое», но очень умное устройство нам дает, как-бы «контроль» за работай силового агрегата. Но из чего же он состоит сам?
Для многих техников, это очень простое устройство, а вот для «начинающих» водителей он может показаться сложным. В основе в 90% случаев, лежит полупроводниковый элемент, обычно это – резистор или термистор. Эти два датчика могут изменять электрическое сопротивление, от температуры охлаждающей жидкости (ОЖ).
Простыми словами – если температура «ОЖ» низкая, то сопротивление на таких элементах повышается. Если жидкость прогрелась — то как вы догадались, оно понижается – данные поступают в блок управления, и уже там анализируются, кстати, выдаются вам в показателе температуры на приборной панели. Эти полупроводниковые элементы, настроены очень точно, поэтому любое изменение температуры, сразу же фиксируется.
Датчик охлаждения всегда должен находится в жидкости, для того чтобы выдавать правильную информацию. Если он не погружен в жидкую среду, значит — он будет работать не верно! Производители это понимают, а поэтому устанавливают их только в тех местах, которые всегда (даже при разгерметизации), будут находиться «рядом» с ОЖ.
Как правило, это – корпус термостата, в блоке цилиндров, реже в головке блока. Справедливости ради стоит заметить, что на некоторых иномарках, премиального сегмента бывают сразу два датчика, закрепленных в разных местах. Например — один на термостате, другой на головке блока. Чаще они выполняют разные задачи, так например один передает температуру жидкости в блок ЭБУ и на панель автомобиля, другой может «руководить» функцией включения вентилятора охлаждения.
Если повести зависимость расхода топлива и температуры – можно отметить что если двигатель холодный, то подается обогащенная топливная смесь, если же двигатель прогрет, то концентрация уменьшается.
Поломка датчика температуры, расценивается двигателем как «наименьшие» показатели схожие с холодным мотором, поэтому будет постоянно подаваться обогащенная топливная смесь, что негативно скажется на расходе топлива и экологии. Также может пострадать и катализатор.
В свою очередь короткие замыкания, могут заставить датчик передавать неправильные сведения о том — что «якобы двигатель прогрет». Тогда будет подаваться обедненная смесь, завести мотор будет сложно, работать он будет не стабильно, также плохая реакция на педаль газа.
Если честно поломки датчика не так распространены, из-за его простой конструкции. Зачастую от долгой эксплуатации, начинают «прикипать» или «окисляться» провода которые к нему идут. Это также может спровоцировать неправильные данные, схожие с поломкой.
Не стоит забывать и о специфических конструкциях термостатов, некоторые очень долго прогреваются, из-за чего датчик может достаточно долго фиксировать низкую температуру. Этим грешат некоторые немецкие турбированные двигатели.
Неисправности и методы их диагностики
Проверить датчик зачастую очень просто. В 90% случаев, с ним происходит всего несколько неисправностей, которые можно выявить визуально:
1) Посмотрите на клемму, возможно, она просто окислилась от времени. Снимите ее и очистите от налета.
2) Если ли коррозия. Иногда прогнивают контакты.
3) Трещины в корпусе, и следы утечки. Значит, датчик «пробило», нужно менять.
Это самые простые способы, сделать их может каждый, причем достаточно просто. Но есть несколько поломок, которые выявляются только на СТО, вот некоторые признаки:
1) Ошибка на приборной панели, которая указывает на датчик охлаждающей жидкости
2) Сложный запуск двигателя, даже в теплую погоду. А также остановка «горячего» мотора на холостых оборотах и дальше его сложный запуск
3) Увеличение расхода топлива, причем на много! А также ошибки содержания CO, или ошибки катализатора, на приборной панели.
4) Постоянный перегрев двигателя, при нормальном объеме жидкости и при правильном включении вентилятора охлаждения.
Зачастую это говорит о поломке «датчика». Сами вы навряд-ли проверите — нужно будет ехать на СТО снимать его и проверять параметры напряжения и сопротивления.
Обычно это происходит таким способом: — снятый датчик ОЖ помещают в воду и меняют ее температуру, при подключенных диагностических аппаратах. Прогретая вода должна заставить снизиться напряжение от 3 Вольт, до 0,5-1 Вольта, в течение 5 минут. Если такого не происходит, значит – просто меняем!
Ребята также хочется отметить — что прежде чем ковырять это устройство и искать в нем неисправность, для начала проверьте в порядке ли у вас система охлаждения:
1) Для начала проверьте работу вентилятора, ведь много машин кипят именно из-за него. Проверить достаточно легко, он сам включится, если температура полезла выше 95 градусов Цельсия.
2) Уровень охлаждающей жидкости. Может у вас она уже ушла, а вы грешите на датчик. Обязательно смотрим, в этом вам поможет вот эта статья.
3) Проверка герметичности крышки радиатора. Конечно сейчас в современных машинах, все радиаторы не разборные, однако в старых была крышка сверху, которая могла пропускать воздух и способствовать «завоздушиванию» системы.
4) Рекомендованная жидкость, сейчас ошибки датчиков могут появляться из-за неправильной жидкости. Так устроены многие иномарки, то есть они замеряют плотность и практически анализируют состав. Например — если зальете обычную воду, то может появиться ошибка датчика ОЖ, и ваш автомобиль вообще может не запуститься.
5) Своевременная замена. Этот пункт вытекает из пункта 4, так отработанная жидкость также может вызывать ошибку, на многих автомобилях это 3 – 5 лет. Самому можно определить по цвету, если она уже темная, а не зелена или красная, то ее нужно менять.
Такие проверки обязательны, прежде чем ехать с вопросами на СТО.
Замена, в том числе и своими руками
Если вы точно определили что датчик вышел из строя, то заменить его не так уж и сложно, даже не опытному водителю. Как правило, корпус у него идет под «гайку», так что он просто выкручивается из своего места. Также есть и пластиковые варианты, которые сидят на двух маленьких болтиках (однако такое редкость).
Прежде чем его менять, нужно:
1) Отключить аккумулятор, это обязательно, чтобы избежать ошибок ЭБУ.
2) Слить «немного» охлаждающей жидкости, как правило, до уровня датчика, на многих СТО вообще его просто выкручивают, часть жидкости выходит – затем (после замены) добавляют до уровня сколько нужно.
3) Отсоединяем и убираем шлейф, для того чтобы его не замочить.
После просто откручиваем датчик, обычно это ключ либо на 13, 17, редко на 19.
НА это место закручиваем другой – затягиваем, но не сильно (а как говорят мастера «плотно», главное чтобы не сломать), как правило, с ним идут резиновые прокладки.
После вытираем подтеки — добавляем охлаждающей жидкости до нужного уровня – подключаем питание и аккумулятор – запускаем автомобиль и проверяем работу. Очень простая проверка, попробовать прогреть двигатель, тогда датчик должен включить вентилятор охлаждения. Пробуем проехать, резкие ускорения, а также запуск и остановка мотора – так нужно сделать от 3 до 5 раз.
В заключении – ребята датчик это простой, но очень важный элемент, на моей практике было несколько случаев, когда перегревали мотор именно из-за его неисправности. Стоит он копейки, да и заменить самому не сложно! Поэтому если начали проявляться признаки перегрева и мотор работает не стабильно, первым делом после уровня жидкости в бачке, смотрим на датчик! Не тяните – ремонт двигателя очень дорогой!
Сейчас небольшое видео, смотрим
НА этом все, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
(14 голосов, средний: 5,00 из 5)
Датчика температуры охлаждающей жидкости: где находится и как проверить
Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно — ДТОЖ) представляет собой термистор, то есть, резистор, изменяющий значение своего внутреннего сопротивления в соответствии с температурой, куда помещен его исполнительный элемент. Чаще всего для этого используют мультиметр (другое название — тестер, «цэшка»), который в состоянии измерять значение электрического сопротивления в цепи.
Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости
Все датчики служат для контроля работы определенных узлов и деталей. При нарушении функций работы, датчик показывает, что работа того или иного устройство нестабильна. Автомобиль в своей конструкции имеет множество датчиков.
Двигатель внутреннего сгорания нуждается в стабильной работе. Так вот, температурный датчик жидкости охлаждения обеспечивает контроль за стабильностью работы ДВС. Мотор машины быстрее греется благодаря этому датчику и медленнее достигает высоких температур, приводящих к кипению охлаждающей жидкости в системе.
ДТОЖ — это не датчик, который показывает температуру жидкости в системе блока и радиатора. Некоторые неправильно думают на счет этого.
Датчик температуры ОЖ передает данные температуры жидкости (антифриза, тосола или воды) в электронный блок управления (ЭБУ). А температуру жидкости, которую водитель видит на приборной панели, передает другой датчик, тоже температурный.
Если сломается датчик, который выводит значение температуры для водителя, то ничего серьезного для системы это не принесет. А, если выйдет из строя датчик, который передает значение температуры в ЭБУ, тогда блок управления неправильно будет регулировать работу ДВС.
Информация для начинающих автомобилистов: охлаждающая система (радиатор, рубашка системы охлаждения двигателя) должна содержать жидкость (желательно, которая имеет высокую температуру кипения), которая отводит тепло от мотора.
Помимо отведения тепла и охлаждения двигателя, циркулирующая жидкость охлаждения охлаждает моторное масло, которое, при закипании теряет свои свойства.
Также охлаждающая жидкость охлаждает воздух, который есть в системе турбонаддува (турбины), охлаждает выхлопные газы и масло коробки переключения передач. Есть у датчика функция нагрева воздуха в вентилирующей и отопительной системах.
Датчик температуры жидкости охлаждения — маленькое звено в агрегатной конструкции системы автомобиля, но оно очень важное. От правильности его работы и исправности в целом, зависит стабильность работы мотора.
Как работает датчик температуры ОЖ
Как указывалось выше, датчик температуры охлаждающей жидкости (иногда его называют просто датчик температуры двигателя) представляет собой термистор — резистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от изменения температуры, в частности охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя. Соответствующее значение сопротивления и его изменение фиксируется электронным блоком управления двигателем (сокращенно, ЭБУ), на основании которого он выдает соответствующие команды.
По информации от датчика температуры охлаждающей жидкости ЭБУ при запуске выставляет необходимое количество шагов регулятора холостого хода (РХХ), тем самым регулируя подачу топлива. Упомянутый термистор обладает так называемый «отрицательный температурный коэффициент». Это означает, что при холодной температуре его электрическое сопротивление имеет большое значение, а при нагреве чувствительного элемента это сопротивление падает.
Управление датчиком происходит путем подачи на него электрического сигнала с постоянным напряжением 5 Вольт от электронного блока управления через резистор с постоянным сопротивлением, которое находится внутри управляющего контроллера. Соответственно, температуру охлаждающей жидкости блок управления вычисляет по падению напряжения на датчике, который, как указывалось выше, имеет переменное сопротивление. На холодном двигателе падение напряжения будет больше, соответственно, на прогретом — меньше. И на холодном двигателе напряжение на датчике будет выше, а на горячем — ниже.
Где находится датчика температуры охлаждающей жидкости
В разных марках и моделях авто температурный датчик располагается в разных местах. Но, обычно он ставится в головке блока цилиндров (ГБЦ), недалеко от термостата или прямо на нем. Также обязательно расположение датчика должно быть вблизи отводящего патрубка, через который антифриз или тосол, или вода идет обратно в радиатор. Это оптимальное расположение. Датчик в этом случае передает в ЭБУ точную информацию.
Для того чтобы выполнить проверку датчика температуры ОЖ необходимо знать, где он расположен. Естественно, что данная информация будет разниться у автомобилей различных марок и моделей. Однако существует несколько типовых признаков, по которым можно найти то место, где непосредственно закреплен датчик. Так, в большинстве случаев он расположен на выпускном патрубке головки блока цилиндров. Конструктивно он имеет металлическую резьбу, с помощью которой и вкручивается в соответствующее отверстие. Основное требование в данном случае — обеспечение прямого контакта его чувствительного элемента и охлаждающей жидкости. Именно такой контакт и обеспечивает точность показаний датчика.
Обратите внимание, что на некоторых автомобилях конструкцией может быть предусмотрена установка двух датчиков температуры. В этом случае первый из них фиксирует температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя (цилиндров), а второй — на выходе из радиатора. Такой подход дает возможность более точного контроля за состоянием как двигателя в целом, так и его охлаждающей системы в частности. Однако два датчика обычно устанавливают на мощные и/или дорогие машины, где этот параметр критически важен, а в ЭБУ заложены специальные программы для работы двигателя. Дополнительную информацию об устройстве конкретного автомобиля вы можете найти в соответствующем мануале или технической документации.
Виды датчиков температуры ОЖ
Классификация ДТОЖ по изменению сопротивления:
- Датчик с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы в том, что внутреннее сопротивление падает, если температура увеличивается.
- Датчик с плюсовым температурным коэффициентом. Принцип работы обратный, чем у первого типа датчика, то есть внутреннее сопротивление растет с ростом температуры.
Самый популярный в применении автомобильной промышленности — это первый вид ДТОЖ. Бывает, что в машине установлены 2 датчика, основной и дополнительный. Основной датчик занимается передачей информации электронному блоку управления, а дополнительный — включением вентилятора.
Признаки выхода из строя датчика ОЖ
О необходимости выполнения проверки датчика температуры охлаждающей жидкости, будут свидетельствовать ряд признаков. Однако тут стоит отметить, что перечисленные ниже ситуации могут быть признаками и других поломок в двигателе автомобиля, поэтому для получения точного результата необходимо выполнить дополнительную диагностику. Итак, к признакам поломки датчика температуры охлаждающей жидкости относится:
- Активизация контрольной лампы на панели Check Engine. Однако она может активироваться и при других поломках, поэтому необходимо выполнить дополнительное сканирование кода ошибки.
- Повышение расхода топлива. Это вызвано тем, что на электронный блок управления подается некорректная информация, и соответственно, он также не в состоянии определить сколько именно топлива нужно не только создания оптимальной топливовоздушной смеси, но и для поддержания температуры двигателя в нормальном (не аварийном) диапазоне.
- Нестабильная работа мотора. В частности, нестабильная его работа на холостых оборотах, сложности с запуском (особенно в холодное время года), самопроизвольная остановка при низких оборотах.
- Двигатель глохнет «на горячую». То есть, он может внезапно заглохнуть при достижении критической температуры охлаждающей жидкости. Причем это не зависит от того, какая именно охлаждающая жидкость была залита в систему (в частности, фабричный антифриз или обыкновенная вода).
- Проблемы в работе охлаждающего вентилятора на радиаторе. Это может проявляться по-разному. В одних случаях вентилятор не включается вовсе, в других — не включается в аварийных режимах, в третьих — не выключается даже при остывании двигателя. При отключении датчика температуры охлаждающей жидкости электронный блок управления воспринимает это как обрыв цепи датчика и принудительно включает вентилятор. В любом случае для получения точной картины необходимо выполнить дополнительную диагностику датчика и/или термостата.
В связи с тем, что указанный датчик имеет достаточно простое устройство и чаще всего неразборной корпус, то при выходе его из строя он подлежит замене. Это касается практически всех машин, на которых установлено данное устройство.
Причины поломки датчика температуры ОЖ
Конструктивно датчик охлаждающей жидкости достаточно прост, и соответственно, выходит из строя редко. Обычно это происходит банально из-за его старости или механического повреждения. Например, коррозия контактов и металлических деталей корпуса может возникнуть из-за того, что вместо тосола или антифриза в систему охлаждения была залита обыкновенная вода (а тем более если эта вода «жесткая», то есть, с большим содержанием солей металлов). Также причинами выхода из строя этого устройства могут быть:
- Повреждение корпуса. Это может выражаться в различных аспектах. Зачастую при этом видны потеки охлаждающей жидкости, которая вытекает из резьбы датчика или его корпуса. Также при этом могут быть повреждены электрические контакты и/или непосредственно терморезистор, который будет выдавать некорректный сигнал.
- Окисление контактов. Иногда возникают ситуации, когда под воздействием испарений или просто от старости окисляются контакты на датчике, поэтому электрический сигнал не проходит через них.
- Повреждение «фишки». В некоторых случаях при механических повреждениях возможен выход из строя так называемой «фишки», то есть, группы контактов, которая подсоединяется к датчику температуры ОЖ. Проще говоря, перетираются провода у основании разъема. По статистике отзывов, найденных в интернете, это одна из самых распространенных неисправностей, которая случается с датчиком и соответствующей системой.
- Нарушение электрического контакта внутри датчика. В этом случае, к сожалению, ремонт вряд ли возможен, поскольку обычно его корпус запаян и не дает возможности доступа к внутренностям ДТОЖ. Соответственно, в этом случае датчик нужно только менять на новый.
- Нарушение изоляции проводов. В частности, речь идет о питающих и сигнальных проводах, которые идет на датчик от электронного блока управления и обратно. Изоляция может быть повреждена вследствие механического воздействия, перетирания или даже просто от старости, когда она «лущится» кусками. Особенно актуально это для тех машин, которые эксплуатируются в условиях большой влажности и резких перепадов температуры окружающего воздуха.
В случае, если существует возможность просто почистить корпус/резьбу/контакты датчика, то для восстановления его нормальной работы достаточно выполнить соответствующие мероприятия. Однако, если поврежден корпус, и/или выведен из строя внутренний терморезистор, то ремонт вряд ли возможен. В этом случае необходимо просто выполнить замену датчика на новый. Его цена невысока, а процесс замены несложный, и не займет много времени и усилий даже у начинающих автовладельцев.
Как проверить работоспособность датчика охлаждающей жидкости
Существует два основных метода проверки исправности датчика температуры охлаждающей жидкости. Первый — с его демонтажом, второй — прямо на посадочном месте в двигателе автомобиля. В свою очередь первый метод также можно разделить еще на два. Первый — с использованием термометра, второй — без него. Демонтаж датчика обычно можно сделать с помощью обыкновенного гаечного ключа подходящего размера, предварительно отсоединив контактные клеммы от него. Но перед тем как выполнить демонтаж датчика, необходимо убедиться, что на ДТОЖ подается питание. Обычно оно равно 5 Вольтам постоянного напряжения. Это можно легко выяснить, отсоединив от датчика его фишку, и с помощью мультиметра, переведенного в режим замера постоянного напряжения (с соответствующим диапазоном) щупами проверить значение напряжения. Если напряжение присутствует и имеет указанное значение, то можно выполнять дальнейшую проверку датчика охлаждающей жидкости.
Проверка датчика температуры на машине
Многих автолюбителей интересует вопрос о том, каким образом проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, не снимая его с посадочного места, чтобы упростить работу и выполнить ее как можно быстрее. А делают это при помощи многофункционального тестера, измерив сопротивление между его выводными контактами, то есть, сопротивление его электрической обмотки.
Прямо на машине делают проверку ДТОЖ, отсоединив фишку от датчика, чтобы был нормальный доступ к его электрическим контактам (выводам). Обратите внимание, что если двигатель горячий, то работать нужно осторожно, чтобы не обжечься самому и не оплавить электронный мультиметр и/или его щупы! Далее с помощью мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления необходимо замерить это значение между его выводами. Как указывалось выше, на холодном двигателе значение будет достаточно высоко, а при горячем — ниже. В качестве примера приведем техническую информацию для автомобиля ВАЗ-2110, дающую общее понимание о значениях сопротивления. При этом необходимо понимать, что у других легковых машин (использующих датчики похожих моделей) эти значения будут очень похожими, то есть, критически не будут отличаться.
Где установлен датчик температуры мотора
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – элемент ЭСУД, который позволяет определить температуру двигателя. Указанный элемент не только определяет температуру ДВС и показывает степень нагрева охлаждающей жидкости на приборной панели большинства автомобилей, но и активно взаимодействует с ЭБУ на современных ТС. С учетом показаний ДТОЖ электронный блок управления после запуска мотора определяет количество шагов регулятора холостого хода, корректирует подачу топлива, угол зажигания (УОЗ) и т.д.
Температуру ОЖ контроллер рассчитывает по показателям напряжения на устройстве для замера температуры, которое имеет переменное сопротивление. В норме на холодном двигателе напряжение падает сильнее, на прогретом моторе напряжение снижается меньше. Отметим, что указанная деталь выходит из строя достаточно редко, но такую вероятность не стоит исключать. В этой статье мы поговорим о том, где стоит датчик температуры двигателя, а также как проверить датчик температуры двигателя самому.
Датчик температуры ДВС
Начнем с того, что датчики температуры в автомобиле измеряют нагрев ОЖ, также может измеряться температура моторного масла, температура наружного воздуха и т.д. На современных высокотехнологичных авто устанавливается несколько температурных датчиков, которые располагаются в области каналов системы охлаждения и системы смазки.
Подобные решения позволяют ЭБУ динамично вносить изменения в работу ДВС с учетом того, как двигатель нагревается под определенной нагрузкой в разных режимах работы. Боле простые решения для измерения температуры двигателя обычно включают в себя два базовых элемента: датчик температуры и подсоединенный к нему блок температурного датчика. Что касается типов устанавливаемых устройств, они могут быть магнитными и биметаллическими. Добавим, что на старых автомобилях можно встретить капиллярные датчики температуры двигателя, но подобные устройства уже не используются.
Термистор размещается внутри датчика температуры. Как правило, устройство работает на основе отрицательного температурного коэффициента. На элемент подается напряжение, а с прогревом сопротивление на устройстве уменьшается. Другими словами, максимум сопротивления датчик выдает тогда, когда двигатель холодный. ЭБУ фиксирует такие изменения напряжения, определяя температуру силового агрегата. Также встречаются конструкции, которые работают на основе положительного температурного коэффициента. Принцип работы похож на описанный выше, разница заключается в том, что с подъемом температуры сопротивление не уменьшается, а увеличивается.
Расположение датчика температуры двигателя
Место установки датчика температуры обусловлено тем, что устройство должно стоять на пути течения охлаждающей жидкости, так как наконечник устройства должен напрямую контактировать с охлаждающей жидкостью. По этой причине температурный датчик обычно ставят на участке, по которому ОЖ движется из двигателя к радиатору системы охлаждения. Теперь давайте точнее ответим на вопрос, где стоит датчик температуры двигателя. Местами установки может являться корпус термостата. Также элемент может быть установлен на головке блока цилиндров или на верхнем шланге радиатора.
Одно из устройств определяет температуру на выходе из ДВС, а другое измеряет температуру на выходе из радиатора. Отметим, что малое количество тосола или антифриза в системе охлаждения двигателя может привести к тому, что данные, поступающие от датчика, будут недостаточно точными.
Неисправности и проверка датчика температуры мотора
Выход из строя или неправильная работа датчика температуры ДВС на автомобилях с ЭСУД может быть причиной нестабильной работы всего силового агрегата. В списке основных признаков, по которым можно определить неполадки ДТОЖ, отмечены:
- холодный двигатель плохо заводится, особенно при низкой наружной температуре;
- цвет выхлопа во время прогрева может указывать на переобогащение смеси;
- наблюдается перерасход топлива при езде;
Прежде чем принять решение о том, что необходима замена датчика температуры охлаждающей жидкости, необходимо провести диагностику устройства. Дело в том, что наиболее частой причиной является не сам датчик, а неисправности его контактов. Следует отсоединить электрический разъем от датчика, после чего осмотреть сами контакты на предмет окисления, коррозии и т.п. Параллельно с этим необходимо исключить возможные дефекты электропроводки к устройству. Не следует забывать и о том, что низкий уровень охлаждающей жидкости в системе также может привести к сбоям в работе датчика. По этой причине нужно проверить уровень ОЖ и долить антифриз или дистиллированную воду при такой необходимости. Если имеются течи радиатора, расширительного бачка или патрубков, тогда следует для начала устранить возникшие неполадки.
Проверка сводится к тому, что после запуска холодного двигателя и с дальнейшим ростом температуры ОЖ сопротивление датчика должно снижаться. Также возможен вариант увеличения сопротивления в том случае, если стоит датчик на основе положительного температурного коэффициента. Изменения сопротивления должны происходить в соответствии с показателями, которые считаются нормой. Такие показатели можно найти в специальной технической литературе или других доступных источниках. Отклонения в показаниях от нормальных во время проверки можно считать признаком неисправности самого датчика температуры двигателя. В такой ситуации устройство следует заменить.
Устройство, принцип работы и расположение датчика температуры двигателя. Отличительные особенности различных по типу температурных датчиков ДВС.
Назначение и устройство системы рециркуляции отработавших газов. Клапан EGR, система ЕГР высокого и низкого давления. Неисправности системы рециркуляции.
Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения радиатора. Распространенные неисправности, диагностика неполадок и ремонт. Советы по эксплуатации.
Основные причины, по кторым двигатель начинает глохнуть после прогрева. Частые проблемы карбюраторных и инжекторных моторов, диагностика неисправностей.
Причины и результаты перегрева дизельного двигателя. Что делать, если дизель греется: диагностика и устранение неисправностей. Важные рекомендации.
Что такое моноинжектор: главные отличия и особенности одноточечной системы впрыска топлива. Как проверить и самостоятельно настроить моновпрыск .
Источники:
http://dispetcher-gruzoperevozok.biz/gde-stoit-datchik-temperatury-ohlazhdayushchey-zhidkosti/
http://www.syl.ru/article/210304/new_gde-nahoditsya-datchik-temperaturyi-dvigatelya
http://avto-blogger.ru/datchiki-dvigatelya/temperatury-gde-naxoditsya-kak-pomenyat.html
http://www.avtogide.ru/datchika-temperatury-ohlazhdayushhej-zhidkosti-gde-nahoditsya-i-kak-proverit.html
http://krutimotor.ru/datchik-temperatury-dvigatelya-i-mesto-ustanovki/