Где находится датчик распредвала

Датчик положения распредвала. Принцип работы, диагностика

На любом четырехтактном двигателе полный цикл совершается за два оборота коленчатого вала – один раз поршень подходит к верхней мертвой точке в конце такта сжатия, второй раз – в конце такта выпуска. Это позволяет на впрысковых моторах использовать в качестве опорного сигнала только момент отсчета от датчика положения коленчатого вала. При этом работа впрыска и зажигания называется нефазированной. В момент конца выпуска происходит вторая (холостая) искра, а форсунка открывается дважды, часть топлива подается на открытый впускной клапан, часть – на закрытый.

Таким образом система впрыска упрощается, не теряя каких-либо реально ощутимых владельцем качеств. Вместо индивидуальных катушек зажигания можно использовать пару сдоенных, как сделано на восьмиклапанных двигателях ВАЗ. Если взять «Рено», то у них и на моторах с индивидуальными катушками зажигания оно не фазировано: катушки 1-4 и 2-3 цилиндров соединены по первичным обмоткам последовательно и срабатывают одновременно.

Но вот подача части топлива на закрытый впускной клапан в один «прекрасный» момент пошла вразрез с требованиями экологов: из-за плохой испаряемости бензина на холодном двигателе на прогреве приходилось увеличивать подачу топлива. Даже эти миллилитры уже не вписывались в более жесткие экологические нормы, поэтому пришлось изобретать способ фазирования работы впрыска, чтобы топливо в цилиндр подавалось в момент такта впуска. А на моторах с непосредственным впрыском он должен происходить строго в один такт.

Как работает ДПРВ?

Датчик положения распредвала (сокращенно – ДПРВ) подает один импульс за один оборот вала. Поскольку распредвал вращается в два раза медленнее, чем коленчатый вал, то мы получаем точную метку, определяющую такт впуска на одном из цилиндров. При этом рассчитать момент впрыска для цилиндров ЭБУ впрыска может очень просто.

Предположим, что импульс от ДПРВ приходит после метки начала отсчета для первого цилиндра. Тогда при получении сигнала ЭБУ производит подачу топлива в первый цилиндр, через половину оборота коленвала – в третий, при следующем проходе метки начала отсчета – в четвертый, еще через пол-оборота – во второй. При этом импульс от ДПРВ является «справочным», так как все моменты впрыска все равно жестко привязаны к зубцам венца датчика положения коленчатого вала.

Ну а где находится датчик распредвала? На головке блока цилиндров или реже – на клапанной крышке, непосредственно у «своего» распредвала.

Реже датчик положения распредвала дает серию импульсов, определяющую начало нужного такта в конкретном цилиндре. На многих «Ниссанах» для первого цилиндра датчик подает один импульс, для второго – два, и так далее.

Но фазирование впрыска – это не единственное, за что отвечает датчик распредвала. Поскольку ЭБУ впрыска может легко рассчитать временную задержку между моментом начала отсчета по ДПКВ и моментом получения импульса с ДПРВ, то появляется и возможность определения реального положения распредвала относительно коленвала. Если на моторах без изменения фаз газораспределения это имеет чисто диагностическую ценность (проверка правильности установки фаз ГРМ), то на моторах с фазовращателями ДПРВ является важным элементом обратной связи, позволяющим контролировать работоспособность системы управления газораспределением.

Конструктивно ДПРВ может быть выполнен на основе индуктивного датчика или датчика Холла. Первый проще, поскольку это лишь обмотка вокруг магнитного сердечника. Второй менее надежен и менее точен, зато подает на ЭБУ впрыска не синусоиду, амплитуда которой пропорциональна частоте вращения (что затрудняет обработку сигнала), а легко обрабатываемый «готовый» прямоугольный сигнал. Там, где нет необходимости в точном определении положения распредвала, а важен сам факт определения нужного оборота, чаще всего используется датчик Холла.

Неисправности датчика положения распредвала

Основная неисправность датчика распредвала на основе эффекта Холла – это его физический отказ (самого чувствительного элемента или выходной схемы, формирующей прямоугольные импульсы). У индуктивных датчиков происходит налипание микрочастиц стружки, возникающей при износе элементов газораспределительного механизма, на магнитный сердечник, из-за чего форма импульсов «размазывается», и они могут неправильно обрабатываться в ЭБУ впрыска.

Основные ошибки датчика распределительного вала по стандарту OBD-II:

  1. P0340 — Неисправность в цепи датчика положения распредвала
  2. P0341 — Неправильный показатель / не отрегулирован датчик положения распредвала
  3. P0342 — Датчик положения распределительного вала: низкий уровень сигнала
  4. P0343 -Датчик положения распределительного вала: высокий уровень сигнала
  5. P0344 — Неисправность датчика положения распредвала

Ошибка с кодом P0340 трактуется как признак чисто электрической неисправности, но на самом деле является наиболее общей: она вызывается и окислением контактов в разъеме, и растяжением цепи ГРМ. На «цепных» моторах в большинстве случаев в этом не виноват датчик распредвала, признаки неисправности как раз указывают на «уход» меток. Доводилось встречать машины, где эта ошибка после сброса возникала буквально через несколько минут, мотор трясло на холостых, ЭБУ фиксировал множественные пропуски воспламенения, но зато на высоких оборотах машина буквально «рвала из-под себя», что однозначно указывало на «запаздывание» распределительного вала впускных клапанов и как следствие – увеличенную фазу перекрытия. Из-за этого наполнение цилиндров на низких оборотах было недостаточным для нормальной работы двигателя, зато на высоких наполнение за счет инерции выхлопных газов и увеличенного времени перекрытия, наоборот, всасывал в цилиндры даже больше воздуха, чем ему было «положено».

Столкнувшись с проблемой из подобного «общего» ряда, стоит полагаться не на ее обозначение по стандарту OBD-II, а на процедуры направленной диагностики для конкретного автомобиля, так как разные ЭБУ впрыска фиксирует такие ошибки по разным причинам.

Ошибка P0341 указывает на более серьезные проблемы в моменте получения сигнала с ДПРВ относительно ДПКВ и уже однозначно может быть идентифицирована как признак проблем, не связанных с датчиком распредвала и его проводкой. Проверяем положение меток, на «бесшпоночных» моторах – выставляем распредвалы и коленвал специальными приспособлениями.

Зная, в какой момент на конкретном двигателе должен приходить сигнал от ДПРВ относительно момента отсчета по ДПКВ, на двухканальном осциллографе отклонение фаз увидим и без разборки.

Коды P0342/P0343 – это признаки отказа самого датчика распределительного вала или замыкания в проводке, реже – симптомы неисправности самого ЭБУ впрыска. При этом «мозги» фиксируют при вращении двигателя постоянно низкий или постоянно высокий сигнал с датчика, который не меняется в зависимости от такта работы мотора. При этом двигатель переходит на нефазированную работу впрыска и зажигания, что для водителя зачастую даже не заметно: расход горючего не меняется, приемистость остается прежней.

Код P0344 – симптом неустойчивого сигнала с датчика. Проблемы возникают из-за налипшей металлической стружки, окислен или разболтан разъем, изломлен провод от датчика до ЭБУ. На осциллограмме при этом видно «мусор» на сигнале.

Как проверить датчик распредвала?

Без осциллографа под рукой (здесь хватает возможностей простейшего китайского «конструктора» DSO-138) проверка возможна только базовая.

Контролируется состояние контактов в разъеме – плотность подключения, отсутствие влаги и следов окисления. На работающем моторе можно использовать светодиодный пробник: на датчиках Холла он попеременно моргает красным и белым светодиодом с частотой, пропорциональной частоте вращения двигателя. Если сигнал в таком виде доходит до разъема ЭБУ, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что датчик и его проводка исправны.

Вас также заинтересует:

Стоит проверить установку фаз газораспределения, если зафиксированы ошибки из числа P0340, P0341. Сам датчик нужно извлечь и очистить от налипшей стружки, если она есть.

На ряде двигателей датчики положения коленчатого вала и распредвала унифицированы – можно в качестве диагностической меры поменять их местами. Если ошибка остается по распредвалу, то однозначно можно утверждать, что сам датчик абсолютно исправен.

Датчик положения распредвала: как работает датчик фаз, неисправности и ремонт

Инжекторный бензиновый и дизельный двигатель с электронным управлением оснащается большим количеством различных датчиков. Указанные датчики ЭСУД контролируют работу мотора, управляют подачей топлива, фиксируют всевозможные сбои и т.д. Фактически, без нормальной работы электронной системы современный двигатель или не сможет работать, или же будет работать со сбоями, перейдет в аварийный режим и т.д.

При этом важнейшими датчиками считаются ДПКВ и датчик фазы (датчик положения распределительного вала, установленный на некоторых моторах). Далее мы рассмотрим, что такое датчик фазы (ДПРВ или ДФ), как он устроен и работает, какие функции выполняет датчик данного типа, а также какие неисправности и сбои указывают на проблемы с датчиком фаз.

Датчик фазы: назначение, устройство и принцип работы

Начнем с того, что если рассматривать датчик фаз ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ и других автомобилей отечественного и иностранного производства, многие модели оснащаются данным элементом и конструктивно решение везде похожее. Датчик положения распределительного вала фактически отслеживает положение распределительного вала в ГБЦ. Если иначе, этот датчик определяет, в каком положении находится механизм газораспределения.

Датчик фазы ставят только на бензиновые моторы с распределенным фазированным впрыском, а также на некоторые дизельные ДВС. Установка датчика позволяет максимально просто реализовать фазированный впрыск топлива и зажигание для каждого цилиндра с отдельным учетом режима работы силового агрегата.

Например, на моторах с карбюраторной дозирующей системой такой датчик не нужен, так как рабочая смесь топлива и воздуха подается в общий коллектор, тогда как зажиганием управляет распределитель зажигания и/или датчик положения коленвала.

Еще датчик фазы активно используется на моторах с системой изменения фаз газораспределения. В такой системе стоят датчики фаз для каждого распредвала, которые по отдельности управляют управляющих впускными и выпускными клапанами. Системы электронного управления на подобных моторах сложнее.

Как работает и как устроен датчик фаз

Итак, если отдельно рассматривать указанный датчик, то на многих авто в плане конструкции он похож. Другими словами, датчик распредвала ВАЗ 2114 по функциональности и назначению не будет сильно отличаться от какой-либо иномарки аналогичного класса.

Сегодня активно применяются датчики, в основе которых лежит эффект Холла. Данный эффект заключается в том, что возникает разность потенциалов в полупроводниковой пластине, когда по ней протекает постоянный ток и она помещена в магнитное поле.

Читать еще:  Расшифровка ошибок ваз 2110

Датчики фаз бывают двух типов:

  • щелевой датчик;
  • стержневой или торцевой датчик;

Датчик щелевой имеет форму в виде буквы П, в разрезе проходит отметчик распредвала (репер). Корпус может быть разделен на две части (в одной стоит постоянный магнит, тогда как во второй установлен чувствительный элемент). Как в первой, так и во второй части установлены магнитопроводы особой формы, которые реализуют изменение магнитного поля в момент прохождения отметчика.

Торцевой датчик выполнен в форме цилиндра, отметчик распредвала проходит перед торцом. В датчике данного типа чувствительный элемент установлен в торце, сверху стоит постоянный магнит, а также магнитопроводы.

Также можно добавить, что ДПРВ является интегральным датчиком, сочетая чувствительный элемент (формирование сигнала) и преобразователь-усилитель сигнала, который подает подходящий для обработки сигнал на ЭБУ. Преобразователь интегрирован в датчик, что упрощает установку и настройку системы

  • Идем далее. Что касается принципа работы, на разных авто датчик работает практически одинаково (например, датчик распредвала 2114). Такой датчик функционирует в паре с диском (задающий диск), который стоит на распредвале. Указанный диск может иметь отметчик-репер, который имеет ту или иную конструкцию. Основная задача — во время работы отметчик должен пройти перед датчиком (также проход может быть реализован в зазоре датчика).

В момент прохода перед датчиком отметчик замыкает выходящие из него магнитные линии, это меняет магнитное поле, которое пересекает чувствительный элемент. В свою очередь, датчик способен сформировать электрический импульс. Этот импульс усиливается, а после видоизменяется (преобразовывается), после чего осуществляется подача полностью готового выходного сигнала на ЭБУ силовой установкой.

На моторах с инжектором диск и датчик фазы стоят так, чтобы импульс от ДПРВ был сформирован в момент прохождения ВМТ в первом цилиндре. В этот же момент сигнал подается от ДПКВ, после чего система учитывает показания этих датчиков. Далее ЭБУ посылает сигналы на впрыск топлива и зажигания с учетом порядка работы цилиндров ДВС.

Синхронная работа ДПРВ и ДПКВ позволяет гибко отслеживать любые изменения частоты вращения коленчатого вала и режима работы мотора, а также обеспечить точный впрыск горючего и четкую работу системы зажигания.

Когда система работает, именно по разным отметчикам удается определить, в каком из цилиндров поршень находится в ВМТ. В свою очередь, принимая за основу эти данные, ЭБУ управляет работой форсунок.

Признаки неисправности датчика распределительного вала

Как уже было сказано выше, на двигателях с датчиком фаз система управления ДВС опирается на показания указанного датчика. Само собой, если датчик выходит из строя или работает со сбоями, двигатель будет работать неустойчиво. Если датчик выходит из строя, ЭБУ переведет двигатель в режим парафазного впрыска топлива. Фактически, управление будет происходить только с учетом показаний датчика коленчатого вала.

При этом важно понимать, что без датчика распредвала ЭБУ не сможет определить начало цикла работы двигателя, то есть каждая форсунка будет принудительно впрыскивать половину дозы топлива два раза в рамках одного цикла. С одной стороны, это позволит подавать рабочую смесь в каждый цилиндр, то есть мотор будет работать. Однако с другой расход топлива увеличится, мотор не будет работать ровно и четко.

Обычно при выходе из строя датчика фаз на приборной панели горит «чек», мотор теряет мощность, работает с перебоями, перерасходует топливо, теряется мощность. Зачастую в памяти ЭБУ прописан код ошибки датчика фаз. В рамках компьютерной диагностики это позволяет определить, что датчик фазы ВАЗ 2114 или любого другого авто вышел из строя.

Главное, провести диагностику и правильно расшифровать коды ошибок, после чего выполнить проверку и заменить датчик при такой необходимости. Также может потребоваться провести настройку ЭСУД после замены датчика.

Подведем итоги

Как видно, при условии наличия датчика фаз именно фазированный впрыск позволяет получить от двигателя максимум мощности и эффективности. Когда датчик в норме, мотор оптимально работает на разных режимах, под нагрузкой и т.д. Это достигается благодаря слаженной работе ДПРВ и ДПКВ. В свою очередь, датчики позволяют точно управлять впрыском и зажиганием.

Датчик положения распредвала: описание, принцип действия, проверка

Практически каждый автовладелец, имеющий некоторые проблемы в процессе эксплуатации своего авто, на протяжении всего времени, самостоятельно устраняет небольшие поломки, либо же производит необходимые замены каких-либо деталей. Но, к сожалению, порой бывает необходима помощь специалиста из автомобильного сервиса, поскольку у автолюбителей не хватает навыков, опыта или знаний в какой-либо из областей, касаемо ремонта своего транспортного средства. Но, не переживайте, ведь наша инструкция поможет разобраться вам в этом и выполнить все своими руками.

Датчик положения распределительного вала (по-другому называется – измеряющий прибор фаз, по-английски аббревиатура – CMP) необходим для того, чтобы определить угловое положение распредвала в конкретный временной промежуток. Сведения, которые дает измеряющий прибор, нужны, чтобы управлять механизмом впрыскивания и зажигания. Конкретно, чтобы впрыскивание происходило лишь в один цилиндрик, находящийся сверху в «мертвой» зоне.

1 – диск с зубиками импульсного прибора для измерения распредвала, 2 – Прибор Холла

Датчик Холла распредвала нужен для передачи данных по узнаванию цилиндра и/либо количеству оборотиков распредвала на управляемый блок. Он нужен еще для механизмов впрыскивания с режимом следующего один за другим впрыскиваний и/либо для механизмов зажигания без распределяющего элемента с зажигательными катушками с одной искрой. Прибор для измерения зондирует зубики, штифты, диски с зубиками импульсного прибора для измерения либо датчиковые диски, которые закреплены на распредвале, либо на приводе распредвала.

Местоположение датчика положения распределительного вала

На многих автомобилях ДПРВ расположен около головки цилиндрового блока. Для его нахождения нужно смотреть на место распредвала. Он может быть, как справа, так и слева движка. Местоположение прибора для измерения распределительного вала меняется зависимо от модельки и марочки машины. Как правило он бывает близ места ремешка сверху либо в изолированных местах проводов, которые расположены спереди движка. Еще бывает, что прибор для измерения ставят сзади ГБЦ. Немногие производители авто ставят датчик в определенном отсеке снизу капота (к примеру, на автомашинах марки Дженерал Моторс).

Далее рассмотрим несколько вариантов местоположения ДПРВ на различных авто.

Датчик положения распредвала на Опель Астра

Датчик положения распредвала на ВАЗ 2114

ДПРВ на Фольксваген Поло

Принцип деятельности ДПРВ

Есть три вида приборов для измерения положения распредвала:

  • С магнитом (индуктивного вида). Принцип работы происходит на прохождении в непрерывном поле магнита предмета из металла (зубика). Датчики с магнитом, как правило, бывают с двумя выводами.
  • Сделанные на эффекте Холла. Делают фиксацию изменений поля магнита около измеряющего прибора. Эти датчики бывают, как правило, с тремя выводами.
  • На оптике. Принцип работы состоит в том, чтобы фиксировать прием и прерывание элементом фото светового луча, который излучает источник.

Самые известные датчики положения – это первые два вида. Датчики с оптикой ставятся только в немногих моделях автомашин (к примеру, авто на основе платформы Мазда Дже). В немногих марках автомашин бывает два и больше датчиков положения. К тому же, они могут быть различных видов.

Интегральный прибор для измерения

Прибор для измерения на эффекте Холла

Схема датчика с оптикой

Совместно с распредвалом делает вращатеьные движения ротор из материала с ферромагнитом. ИС Холла расположен посередине ротора и регулярного магнита, создающий поле с магнитом в вертикальном положении по отношению к детали Холла. При прохождении зубика рядом с чувствительным элементом датчика, напряжение поля магнита бывает изменено. Это приводит к индуцированию напряжения и в ИС Холла создается электронный сигнал. Таким образом, вращательные движения диска с зубиками датчика с импульсами распредвала изменяют напряжение Холла в ИС в головочке прибора для измерения. Изменение напряга бывает передано в управляемый блок и подвергается анализу.

Деятельные диаграммы разных датчиков

Прибор для измерения – интегральный, то есть, он состоит из чувствительного элемента и вторичного преобразователя сигнала. Главная задача прибора в фиксировании фаз цилиндра впуска и выпуска. Только потому у него есть еще одно имя – датчик фаз.

Что указывает на неисправность?

Когда ломается датчик положения распредвала форсунки срабатывают чаще в два раза (1 разочек при каждом обороте коленчатого вала). Причем, помимо этого, возникнут такие поломки ДПРВ:

  • Сильно увеличится расход топливной смеси.
  • Нестабильно станет работать авто при движении. Начнет дергаться рывочками, потеряет скоростные свойства. Бывает авто не может набрать больше 60 км в час. А двигатель заглохнет при движении.
  • На немногих автомашинах, при неисправности датчика положения распредвала, коробочка передач фиксируется в едином положении. Так бывает до тех пор, пока не выключить и включить снова движок. При повторении этой ситуации постоянно – можно говорить о выходе из строя у вашего авто ДПРВ.
  • При поломке прибора для измерения бывает, что искорка зажигания вся исчезает. В итоге бывают проблемы с запусканием движка.
  • Могут быть перебои в деятельности механизма самодиагностирования.
  • Лампочка «чек движка» бессистемно включается на оборотах движка вхолостую, а при высоких оборотах потухает.

Признаки, которые появились, будут закреплены желтенькой лампой на панели приборов. Так как управляемый блок находит неверную деятельность прибора для измерения СМР – то записывается в память кодовое обозначение ошибочки. Для расшифрования нужно пользоваться определенными устройствами. Частенько появляются такие кодовые обозначения ошибок:

  • P0300 – непостоянное/множественный пропуск воспламенения в механизме зажигания;
  • P0340 – отсутствует сигнал с ДПРВ;
  • P0341 – неверная фаза распределения газа;
  • P0342 – малый уровень сигнала ДПРВ;
  • P0343 – большой уровень сигнала ДПРВ;
  • P0344 – нестойкий (с перерывами) сигнал с ДПРВ;
  • P0365 – нет сигнала цепочки ДПРВ.

Вероятные причины поломки датчика

Причин поломки датчика положения распределительного вала бывает множество. Причем это, не в обязательном порядке, укажет на выход из строя именно датчика.

Читать еще:  Горит чек шкода октавия

Часто проблемные вопросы появляются с проводами и прочими деталями схемы. Причиной поломки датчика либо проблем в его деятельности бывают такие факторы:

Сор и стружечка на каркасе датчика

  • датчик не соединен с сигнальными проводами;
  • есть влага в соединителе прибора для измерения;
  • замыкает на «массу» сигнальной проводки;
  • оборвался сигнальный провод;
  • замкнуло на сеть борта сигнальной проводки;
  • оборвалась экранирующая оболочка проводки либо жгутика;
  • оборвалась либо повредилась проводка питания прибора для измерения;
  • неправильно подключена проводка электрического питания;
  • неисправны высоковольтные цепи зажигания;
  • неисправный управляемый блок движка;
  • огромный либо маленький зазор посередине датчика и отметчика;
  • повышено биение торца шестерни распределительного вала;
  • имеются стружки на каркасе датчика.

Способ проверки прибора для измерения положения распредвала

Проверочка индуктивного прибора для измерения положения распредвала и прибора, который основан на эффекте Холла, имеют похожие выводы. Вам для этих целей потребуется мультиметр, который измерит регулярный напряг. Проверяем деятельность прибора, начав с этого:

ДПРВ с 3-мя проводами

  1. Проверяем подключенность прибора для измерения к жгутику сигнальной проводки. К нему обязаны подойти плюс 12 Вольт и «масса» (смотрим изображение).
  2. При наличии на приборе питания и «массы», нужно включить движок и сделать проверку наличия импульсных сигналов на сигнальной проводке.
  3. Проверяем, есть ли влага в соединителе. Для этого нужно разъединить прибор и штекер с сигнальной проводкой и сделать проверку сухости вилочки и розеточки. При наличии окисления либо грязи, нужно прочистить и просушить.
  4. Проверяем изоляцию проводки сигналов. Если там есть повреждения, то, как показывает статистика, это самая известная причина поломки. Прибор расположен вблизи движка. Потому изоляционные элементы перегреваются и потом становятся хрупкими – это и есть причина поломки, затем бывает коротенькое замыкание цепочки.
  5. Проверяем показания сопротивляемости изоляции индуктивного прибора для измерения. Обычно, оно бывает примерно 0,5-1 Ком. У некоторых приборов для измерения оно бывает больше (Подробно об этом можно узнать в книге к вашему авто). Важно, чтоб изоляция была цела.

Схема для проверки прибора для измерения ПРВ

Сделать проверку деятельности прибора для измерения, который основан на эффекте Холла, можно таким образом. Собираем схему, которая представлена на изображении.
Схема: 1 – каркас прибора для измерения;
2 – колодочка штекера;
3 – резистор с показанием сопротивляемости 0,5-0,6 кОм;
4 – световой диод марочки АЛ307;
5 – предмет из металла (к примеру, отверточка).

Как источник питания нужно взять автомобильное аккумуляторное устройство. Для проверки нужно перемещать предмет из металла рядом с измеряющим прибором. При его исправности световой диод кратко дает свечение. Когда такого не бывает – выходит, датчик поломан.

Есть еще один метод для проверки прибора для измерения, который основан на эффекте Холла. Нужно отсоединить прибор от разъемчика, а к его выводам подсоединить мультиметр в измеряющем режиме регулярного напряжения. Включить зажигание. Показатель напряжения между «массой» прибора для измерения и питательным контактом датчика должен быть в рамках 10-12 Вольт. Близ каркаса нужно подвигать предмет из металла. При изменении показателя на мультиметре прибор для измерения работает исправно. Иначе – неисправен.

Проверяем двухпроводный (индуктивный) датчик

Когда на вашем авто стоит прибор для измерения положения распредвала с двумя приводами (индуктивный вид), то проверять нужно его в таком порядке:

  • Установливаем мультиметр так, чтобы он измерял переменное напряжение.
  • Поворачиваем ключ зажигания без запускания движка.
  • Проверяем, есть ли напряг в цепочке. Потому 1 контактик мультиметра подсоединяем к «массе», а вторым проверяем каждый проводочек в разъеме прибора для измерения. Когда на одном не имеется напряжения – измерительный прибор в рабочем состоянии.

Иной метод таков:

  • Запускаем движок автомашины.
  • Один контактик мультиметра подсоединяем к 1-му проводу прибора для измерения, второй – к другому. Когда прибор работающий, то на тестере появится напряжение, которое колеблется в рамках 0-5 Вольт (точный показатель нужно посмотреть в книге к вашей автомашине). Когда напряж. отсутствует – прибор сломан.

Проверяем трехпроводный ДПРВ

Способ проверки прибора для измерения, который основан на эффекте Холла, делается в таком порядке:

  • Устанавливаем мультиметр в измеряющий режим регулярного напряж.
  • Поворачиваем ключ в зажигании, но, не запускаем движок.
  • 1 контакт прибора подсоединяем к «массе». Второй контакт – к проводу питания прибора для измерения положения. Сравниваем показанное напряжение с тем, что указано в книге к вашей автомашине.
  • Запускаем движок.
  • Подсоединяем один контактик мультиметра к черненькому проводку прибора для измерения, второй контактик – к красненькому (провода питания). Полученный показатель напряжения должен совпасть с тем, что указан в книге авто. Когда на контактах отсутствует электричество – прибор нерабочий.

Обычно, прибор для измерения положения распределительного вала нельзя отремонтировать. Потому, если он сломался, нужно приобрести новенький. Его стоимость примерно 4-10 долларов зависимо от модели и фирмы прибора и автомашины.

Смена прибора для измерения распредвала

Прибор закреплен к каркасу одним болтиком. Как правило, с головкой на 10. Для его откручивания понадобится торцевой ключик. Прежде с датчика снимаем фишечку. Затем после откручивания болта, осторожно тянем прибор вверх, дабы достать его из места посадки.

Прежде, не стоит забывать о снимании клеммы с минусом с аккумулятора, это даст возможность не произойти замыканию, а еще сбросит в ЭБУ сведения об ошибочке (если клемму снимали около 3-5 мин).

Собирать нужно в обратной последовательности. Место посадки датчика нужно уплотнить кольцом из резины. Еще нужно учесть, что зазор монтажа посередине торца и верхней кромки штифта-отметки, должен быть в рамках 0,5- 1,2 миллиметра. Прибор для измерения ставят на место, крепят болтиками и соединяют фишку.

Процедура смены ДПРВ на автомашине «Лада»

Профессионалы советуют менять датчик каждые сто тысяч км езды либо один раз в пять лет (зависит от того, что произойдет быстрее). Этот совет вызван тем, что прибор для измерения функционирует в регулярном изменении температуры. Из-за этого случается градусный перепад полупроводниковой начиночки прибора, которая вредна для него.

Датчик положения распредвала

Датчик положения распредвала (другое название — датчик фаз, английская аббревиатура — CMP) предназначен для определения углового положения распределительного вала в определенный промежуток времени. Информация, которую формирует датчик, нужна для управления системой впрыска и зажигания. В частности, чтобы впрыск происходил только в один цилиндр, который находится в верхней “мертвой” точке.

1 — Зубчатый диск импульсного датчика распределительного вала, 2 — Датчик Холла

Датчик Холла распределительного вала передаёт сведения по распознаванию цилиндра и/или числу оборотов распределительного вала на блок управления. Он используется также для систем впрыска с режимом последовательного впрыска и/или для систем зажигания без распределителя с одноискровыми катушками зажигания.

Датчик зондирует штифты, зубы, зубчатые диски импульсного датчика или диски датчика, укреплённые на распределительном валу или на приводе распределительного вала.

Где находится датчик положения распредвала

На большинстве машин ДПРВ находится в районе головки блока цилиндров. Чтобы найти его, необходимо ориентироваться на положение распределительного вала. Он может находиться с левой или правой части двигателя. Место расположения датчика распредвала варьируется в зависимости от марки и модели. Обычно его можно найти возле верхней части местоположения ремня или в защищенных частях проводки, расположенной в передней части двигателя. Также иногда ДПРВ устанавливают в задней части ГБЦ. А некоторые автопроизводители ставят в специальном отсеке под капотом (примером служат автомобили марки General Motors).

Ниже приводим несколько примеров расположения ДПРВ на разных машинах.

ДПРВ на Опель Астра

ДПРВ на ВАЗ 2114

ДПРВ на VW Polo

Принцип работы датчика положения распредвала

Существует три типа ДПРВ:

  • Магнитные (индуктивного типа). Принцип действия основан на прохождении в постоянном магнитном поле металлического предмета (зубца). Магнитные датчики обычно имеют два вывода.
  • Основанные на эффекте Холла. Фиксирует изменение магнитного поля вокруг датчика. Такие датчики обычно имеют три вывода.
  • Оптические. Принцип действия основан на фиксации приема и прерывания фотоэлементом луча света, излучаемого источником.

Наиболее распространены ДПРВ первого двух типов. Оптические используют лишь в некоторых марках автомобилей (например, машины на базе платформы Mazda GE). В некоторых моделях автомобилей может быть установлено два и более датчиков. Причем, возможно, разных типов.

Датчик на эффекте Холла

Схема оптического датчика

Вместе с распределительным валом вращается ротор из ферромагнитного материала. ИС Холла находится между ротором и постоянным магнитом, который создаёт магнитное поле вертикально по отношению к элементу Холла. Когда зуб проходит мимо чувствительного элемента датчика, напряжённость магнитного поля изменяется. За счёт этого индуцируется напряжение и в ИС Холла возникает цифровой сигнал. Таким образом вращение зубчатого диска импульсного датчика распределительного вала изменяет напряжение Холла в ИС Холла в головке датчика. Изменяющееся напряжение передаётся в блок управления и анализируется.

Рабочие диаграммы различных датчиков

Датчик является интегральным, то есть, включает в себя чувствительный элемент и вторичный преобразователь сигнала. Основная функция датчика состоит в фиксации цилиндрических фаз впуска и выпуска. Именно поэтому он имеет второе название — датчик фаз.

Признаки неисправности

При выходе из строя ДПРВ каждая форсунка срабатывает в два раза чаще (один раз каждый оборот коленвала). При этом возникают следующие симптомы неисправности датчика положения распредвала:

  • Резко возрастает расход топлива.
  • Нестабильная работа машины во время движения. Она начинает дергаться рывками, терять скорость. Иногда автомобиль не сможет разогнаться быстрее 60 км/час. Также двигатель может заглохнуть во время езды.
  • На некоторых автомобилях при выходе из строя ДПРВ коробка передач может зафиксироваться в одном положении. Так будет продолжаться до тех пор, пока вы не перезапустите двигатель. Если такая ситуация повторяется регулярно — значит, на вашей машине вышел из строя датчик положения распредвала.
  • При неисправности датчика может полностью пропасть искра зажигания. В результате появляются проблемы с запуском двигателя.
  • Возможны сбои в работе системы самодиагностики.
  • Лампа “чек двигателя” бессистемно загорается на холостых оборотах двигателя, а при повышенных оборотах гаснет.
Читать еще:  Ваз 2109 установка ремня грм

Появившиеся признаки закрепятся желтой лампочкой двигателя на приборной панели. Поскольку, когда блок управления обнаруживает некорректную работу датчика СМР, он записывает в память код ошибки. Для расшифровки необходимо воспользоваться специальным оборудованием. Самыми частыми кодами ошибок являются:

  • P0300 — нерегулярный/многократный пропуск воспламенения в системе зажигания;
  • P0340 — нет сигнала с датчика положения распредвала;
  • P0341 — неправильная фаза газораспределения;
  • P0342 — низкий уровень сигнала ДПРВ;
  • P0343 — высокий уровень сигнала датчика положения распредвала;
  • P0344 — неустойчивый (прерывистый) сигнал с датчика положения распредвала;
  • P0365 — отсутствует сигнал цепи ДПРВ.

Возможные причины неисправности

Причин неисправности ДПРВ может быть очень много. При этом необязательно это указывает на то, что вышел из строя именно датчик. Зачастую проблемы возникают с проводкой и другими элементами схемы. Причинами выхода датчика из строя или проблем в его работе могут быть следующие факторы:

Мусор и стружка на корпусе датчика

  • датчик не подключен к сигнальным проводам;
  • наличие влаги в соединителе датчика;
  • замыкание на “массу” сигнального провода;
  • обрыв сигнального провода;
  • замыкание на бортовую сеть сигнального провода;
  • обрыв экранирующей оболочки проводов или жгута;
  • обрыв или повреждение провода питания датчика;
  • неверное подключение проводов электропитания;
  • неисправность высоковольтных цепей зажигания;
  • неисправность блока управления двигателем;
  • большой или малый зазор между датчиком и отметчиком;
  • повышенное торцевое биение шестерни распредвала;
  • наличие стружки на корпусе датчика.

Как проверить датчик положения распредвала

Проверка индуктивного ДПРВ и датчика, основанного на эффекте Холла, схожи между собой. В процессе происходит замер значения напряжения между их выводами. Для этого вам понадобится мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Проверку работы датчика нужно начать со следующих процедур:

ДПРВ с тремя выводами

  • Проверить подключение датчика к жгуту сигнальных проводов. К нему должны подходить +12 В и “масса” (см. рисунок).
  • Если питание и “масса” на датчике есть, то необходимо завести двигатель и проверить наличие импульсов на сигнальном проводе.
  • Проверить наличие влаги в соединителе. Для этого необходимо отсоединить от датчика штекер с сигнальными проводами и проверить сухость самой вилки и розетки. Если там имеется окисление или загрязнение, очистите и просушите.
  • Проверьте изоляцию сигнальных проводов. Ее повреждение по статистике является самой распространенной причиной неисправности. Дело в том, что датчик находится в непосредственной близости к двигателю. Поэтому изоляция нагревается и со временем ломается и осыпается, приводя к замыканию цепи.
  • Проверьте значение сопротивления изоляции индуктивного датчика. Как правило, оно составляет около 0,5. 1 кОм. У некоторых датчиков оно будет несколько кОм (подробную информацию уточняйте в мануале к вашей машине). Главное, чтобы изоляция не была нарушена.

Схема для проверки ДПРВ

Проверить работу датчика, основанном на эффекте Холла, можно следующим способом. Для этого собирают схему, изображенную на рисунке. На схеме: 1 — корпус датчика, 2 — штекерная колодка, 3 — резистор со значением сопротивления 0,5. 0,6 кОм, 4 — светодиод марки АЛ307, 5 — металлический предмет (например, отвертка). В качестве источника питания берут автомобильный аккумулятор. Для проверки необходимо перемещать металлический предмет вблизи датчика. Если он исправен, то светодиод должен кратковременно светиться. Если этого не происходит — значит, датчик неисправен.

Существует еще один способ для проверки датчика, основанного на эффекте Холла. Отсоединяем датчик от разъема, а к его выводам подсоединяем мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Включаем зажигание. Значение напряжения между “массой” датчика и общей “массой” должно быть 0 В. А напряжение между общей “массой” и контактом питания датчика должно находиться в пределах 10. 12 В. Возле корпуса необходимо перемещать металлический предмет. Если при этом значения на мультиметре будут меняться — датчик исправен. В противном случае — нет.

Проверка двухпроводного (индуктивного) датчика

Если на вашей машине установлен двухпроводный ДПРВ (индуктивного типа), то его проверку необходимо проводить в такой последовательности:

  • Установите мультиметр на функцию измерения переменного напряжения.
  • Поверните ключ зажигания без запуска двигателя.
  • Проверить наличие напряжения в цепи. Для этого один контакт мультиметра подсоедините к “массе”, а другим проверить каждый провод в разъеме ДПРВ. Если ни на одном из них нет напряжения — датчик полностью неисправен.

Другой способ заключается в следующем:

  • Запустите двигатель автомобиля.
  • Один контакт мультиметра подсоедините к одному проводу датчика, второй контакт — к другому. Если датчик исправен, то вы увидите на тестере колеблющееся напряжение в пределах 0. 5 В (точное значение уточняйте в мануале вашего автомобиля). Если напряжения нет — датчик неисправен.

Проверка трехпроводного ДПРВ

Проверка датчика, основанного на эффекте Холла, проводится по следующему алгоритму:

  • Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения.
  • Поверните ключ в зажигании, но без запуска двигателя.
  • Один контакт прибора подсоедините к “массе”. Другой контакт — к проводу питания датчика. Сравните полученное напряжение с указанным в мануале к вашему автомобилю.
  • Запустите двигатель.
  • Подсоедините один контакт мультиметра к черному проводу датчика, второй контакт — к красному (провода питания). Полученное значение напряжения должно совпадать с указанным в мануале машины. Если на контактах электричества нет — датчик вышел из строя.

Как правило, датчик положения распредвала не поддается ремонту. Поэтому в случае его выхода из строя необходимо купить новый. Его цена составляет около 4. 10$ в зависимости от марки датчика и автомобиля.

Замена датчика распредвала

Датчик прикреплен к корпусу с помощью одного болта. Обычно он имеет головку на 10. Чтобы его открутить нужен торцевой ключ. Предварительно с ДПРВ необходимо снять фишку. После того, как вы открутили болт, аккуратно потяните датчик вверх, чтобы вытащить его из посадочного места.

Сборка происходит в обратном порядке. Посадочное место датчика уплотняется резиновым кольцом. Также учтите, что монтажный зазор между его торцом и верхней кромкой штифта-отметчика, должен быть в пределах 0,5…1,2 мм. Датчик устанавливают на место, закрепляют болтом и подсоединяют фишку.

Процесс замены ДПРВ на автомобиле «Лада»

Специалисты рекомендуют проводить замену датчика через каждые 100 тысяч километров пробега или раз в 5 лет (в зависимости от того, что наступит быстрее). Такая рекомендация вызвана тем фактом, что датчик работает в постоянном изменении температурного режима. В связи с этим происходит температурный перепад полупроводниковой начинки датчика, которая очень “не любит” этого.

Зачем нужен датчик положения распредвала?

В отличие от датчика положения коленчатого вала (ДПКВ), он в системе отнюдь не обязателен. Однако ненужным его не назовешь.

Начнем издалека. Вспомним, как выглядит осциллограмма сигналов ДПКВ:

Пачка импульсов между двумя промежутками – это один полный оборот коленчатого вала. Именно по ним блок управления определяет текущее положение коленвала. Приводом ГРМ (будь то цепь, ремень или шестерня) обеспечивается четкое соответствие положения распредвалов каждому положению коленчатого вала, и блок управления это соответствие знает. Конечно, мы не рассматриваем случаи явной неисправности – растяжения ремня/цепи, или неправильную их установку. Так вот, на исправном двигателе блоку управления этих показаний достаточно, чтобы определить положение коленвала и цилиндров.

Другое дело – пуск двигателя. Представим, что двигатель был заглушен в положении, соответствующем второму импульсу после перерыва. Чтобы блок управления смог хотя бы “сориентироваться”, где находится коленвал, ему нужно дождаться промежутка. То есть, это уже минимум один оборот коленвала. Далее нам нужно вспомнить, что один оборот коленчатого вала – это всего полоборота вала распределительного, и даже дождавшись промежутка, блок управления не может точно сказать, в каком из цилиндров сейчас будет фаза впуска. То есть, остается шанс впрыснуть смесь не в тот цилиндр, и впрыснутая смесь просто будет выброшена через открытые выпускные клапаны. Поэтому запуск двигателя в такой ситуации может занять не привычные полсекунды, а 2-5-10 секунд – в зависимости от конкретного мотора и прошивки его блока управления.

Поэтому в систему управления был добавлен еще один датчик – датчик положения распредвала (ДПРВ). Его еще могут называть “датчиком фазы”. Конструктивно он полностью аналогичен с ДПКВ , а вот конструкция задающего диска на валу несколько отличается. Строго говоря, даже и называть его именно диском нельзя. Например, на двигателе ЗМЗ-406 это задающая пластина:

А на Z18XER эта конструкция посложнее, хотя слово “диск” к ней по-прежнему неприменимо:

Такая конструкция позволяет в результате получить примерно такую осциллограммуВр:

Благодаря дополнительным сигналам с ДПРВ блок управления сможет быстрее понять, “где он находится” и завести двигатель без лишних “холостых” оборотов коленчатого вала.

Кроме того, в случае растяжения цепи/ремня ГРМ, или при выходе из строя регуляторов фаз, блок управления по расхождению сигналов ДПКВ и ДПРВ может зафиксировать ошибку и зажечь лампу Check Engine, чем и сообщить водителю о поломке.

На некоторых системах, помимо этого, ДПРВ обеспечивает аварийный режим. При отказе ДПКВ система начинает ориентироваться на показания ДПРВ, и “льет” в оба цилиндра, которые могут соответствовать текущей фазе. И впрыск, и подача искры осуществляются очень приблизительно, но все же это позволяет худо-бедно завести двигатель и поехать к месту ремонта своими силами, а не обрывать телефоны эвакуаторов – каждый из которых вот именно сегодня не может.

А вот выход из строя ДПРВ к существенным проблемам не приведет – мотор от этого заводиться не перестанет, и машина посреди дороги не встанет. Что, конечно, не служит поводом оставлять без внимания поломки, связанные с этим датчиком.

А чтобы не пропустить рассказ о следующих датчиках и исполнительных механизмах, рекомендуем подписаться на наш канал. Исправных вам машин!

Источники:

http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/datchik-polozheniya-raspredvala/
http://krutimotor.ru/datchik-faz-datchik-raspredvala-ustrojstvo-printsip-raboty-neispravnosti-diagnostika-remont/
http://car.ru/remont-auto-svoimi-rukami/dvigatel-i-ego-komponenty/32033-datchik-polozheniya-raspredvala-opisanie-printsip-deystviya-proverka/
http://etlib.ru/blog/172-datchik-polozheniya-raspredel-vala-opisanie-printsip-dejstviya
http://zen.yandex.ru/media/id/5bb32d2078a80a00a96948c5/5bc5ffa787f24b00ab6c8e4c

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии