Как подтянуть ручник ваз 2110
Регулируем ручной тормоз на ВАЗ-2110 своими руками
Рано или поздно, все когда-то изнашивается и приходит в негодность. Это касается и системы стояночного тормоза ВАЗ-2110. Однако, если есть возможность отрегулировать и дальше безопасно пользоваться ручником, мы делаем это. Сегодня разберёмся в том, когда необходима регулировка ручного тормоза ВАЗ-2110 и как её выполнить своими руками за несколько минут.
Диагностика и проверка ручника на ВАЗ-2110
Регулировка ручного тормоза десятки по регламенту проводится раз в 30 тысяч км пробега.
Тем не менее, бывают ситуации, когда регулировкой ситуацию уже не спасти. В тех случаях, когда трос ручника растянут до предела или когда изношены задние колодки, тормозной барабан, регулировка не даст никаких результатов.
Устройство стояночной тормозной системы автомобиля ВАЗ-2110.
Нормы и условия
Завод говорит, что в нормальных условиях эксплуатации рычаг ручного тормоза должен издать 2-4 щелчка до полной блокировки задних колес.
Проверить это просто — находим уклон примерно в 20-25% , затягиваем ручник до упора ( должно быть не более 7-8 щелчков ), ставим машину на нейтралку. Если автомобиль с нормальной нагрузкой хорошо держится на уклоне, система вполне исправна, можно продолжать эксплуатацию. В противном случае, необходима регулировка.
Исключение составляют те случаи, когда трос ручника порван, закис в кожухах или растянут. Тогда для начала покупаем новый трос, а после его замены и диагностики состояния тормозных барабанов и задних колодок, будем проводить регулировку.
Регулировка ручного тормоза
Регулировка необходима также в тех случаях, когда ручник срабатывает раньше, чем рычаг издаст второй щелчок.
Это говорит о том, что при полной нагрузке задние тормозные механизмы будут притормаживать колеса , барабаны перегреваться, расход топлива расти, а колодки интенсивно изнашиваться. Для регулировки нам будет необходимо достать два ключа на 13, плоскогубцы и на всякий случай найти проникающую смазку типа WD-40 .
Она понадобится, чтобы сорвать приржавевшую, возможно, регулировочную или контрящую гайки. Далее работа проводится в таком порядке:
- Устанавливаем автомобиль на эстакаду или смотровую яму, поскольку при вывешенных колёсах точно отрегулировать ручник у нас не получится.
Если ямы поблизости нет, можно загнать автомобиль на такую мини эстакаду.
Опускаем рычаг до упора.
В арке за глушителем находим регулировочный узел и очищаем его от грязи.
1 – контргайка, 2 – регулировочная гайка, 3 – тяга, 4 – уравнитель.
Если гайки идут тяжело, брызгаем ещё смазки.
Идём в салон, тянем рычаг и считаем щелчки.
Если во время регулировки у нас не получилось сократить количество щелчков до четырёх — смело меняем трос ручника или же проверяем состояние тормозных колодок и барабанов. Удачной всем работы и крепких тормозов!
ВАЗ 2110: регулировка ручника своими силами
Стояночный тормоз ваз 2110
Принцип действия такого элемента автомобиля ВАЗ 2110, как ручной (он же – стояночный) тормоз, достаточно простой. В качестве механического привода устройства используется специальный трос.
Натягивая ручку ручника, водитель одновременно обеспечивает натяжение и его троса, которое происходит равномерно на тормозных колодках каждого колеса. Если же стояночный тормоз неисправен, следует провести такую работу, как Ваз 2110 регулировка ручника, либо отремонтировать его, заменив трос.
Примечательно, что легко и просто на ваз 2110, как натянуть ручник, так и провести его замену.При неисправности ручника, водитель рискует тем, что автомобиль самостоятельно тронется с места или же, наоборот, не сможет продолжить движение после остановки на подъёме.
Именно поэтому отрегулировать ручник придётся в любом случае – и сделать это можно будет, вовсе не обязательно обращаясь в автосервис. Опытный автолюбитель способен выполнить регулировку стояночного ручника отечественного авто и своими силами.
Как узнать о необходимости регулировки
Ваз 2110 как подтянуть ручник
Определить, что стояночный тормоз требует регулировки, можно путём небольшой проверки. Её стоит в обязательном порядке проводить хотя бы через каждые 30 тыс. км автомобильного пробега, даже если, на первый взгляд, ручник работает вполне нормально.
Также рекомендуется проверить устройство в случае его несрабатывания – например, при самопроизвольном движении автомобиля уже постановки на тормоз. Такая проблема может быть решена заменой тяги ручника, но чаще всего достаточно и регулировки.
Ваз 2110 не отпускает ручник
Что нужно, чтобы отрегулировать ручник
Для регулировки стояночного тормоза понадобится наличие одного из следующих приспособлений:
При отсутствии всех этих условий, которые вряд ли способен обеспечить любой рядовой водитель, можно обойтись и опорными «козлами», которые устанавливаются под заднюю часть кузова после её поднятия при помощи домкрата. Также стоит предусмотреть наличие в наборе двух ключей «на 13» и пассатижей.
С чего начать регулировку
Ваз 2110 не работает ручник
Процесс регулировки стояночного тормоза проходит следующим образом:
- автомобиль устанавливается на эстакаду (или канаву, или вообще приподнимается домкратом);
- проверяется положение рычага тормоза – оно должно быть крайним нижним;
- при помощи первого ключа ослабляется контргайка, с одновременным удержанием вторым ключом регулировочной гайки.
- Заворачивается регулировочная гайка до того момента, пока не натянется трос привода ручника.
Примечание. При закручивании регулировочной гайки шток необходимо придерживать пассатижами.
Ваз 2110 подтянуть ручник
- теперь следует убедиться в том, что полный ход рычага составляет от 2 до 4 щелчков;
- после того как рабочий ход проверен, следует затянуть контргайку уравнителя, при этом придерживая регулировочную гайку ключом.
- рычаг ручника опускается вниз, после чего руками проворачивается задние колёса. Их вращение должно происходить равномерно и без заеданий.
Примечание. Если приводной трос ручника так и не получилось натянуть в процессе регулировки, эту деталь следует заменить.
Ваз 2110 регулировка ручного тормоза
После того, как система отрегулирована, необходимо ещё раз проверить качество её работы. Для этого после всех выполненных водителем работ следует найти участок дороги с уклоном не менее 23%, после чего остановить на ней автомобиль и поставить его на ручник.
Если тормоза надёжно удерживают авто на подъёме, значит, всё было сделано правильно.
Что делать, если регулировка не помогла
Ваз 2110 ручник не держит
В некоторых случаях регулировки, действительно, бывает недостаточно. Это происходит в случаях обрыва троса ручника – явления довольно редкого, но всё же, случающегося, особенно, на старых автомобилях.
Бывает, что трос обрывается и на более новых моделях, подвергаемых слишком интенсивной эксплуатации, на которую не рассчитана тормозная система средней машины.
Ваз 2110 ручной тормоз регулировка
Также следует заменять трос в таких ситуациях:
- когда его наконечники ослаблены;
- нити троса начали растягиваться (в скором времени это может привести к обрыву);
- трос достаточно тяжело перемещается в своей оболочке даже после того, как его смазали.
Как и регулировка ручника, такая операция, как замена троса стояночного тормоза, вовсе не требует обязательного обращения в автосервис. И, хотя времени на её выполнение, скорее всего, потребуется значительно больше, для такого ремонта не слишком нужны особые профессиональные навыки, оборудование или какие-то специализированные инструменты.
Примечание. И всё-таки кое-какие условия при замене троса следует соблюсти. Для этой работы водителю понадобится помощник, который будет сильно натягивать трос для того чтобы правильно установить уравнитель.
С чего начать замену
Замена ручника ваз 2110
В первую очередь замена троса начинается с выполнения таких операций:
- опускания рычага ручника до упора вниз;
- снятия тормозного диска того колеса, на котором производится замена;
- снятия глушителя с подушек подвесок, а резонатора – с задней подвески;
- опускания вниз выхлопной системы;
- отворачивания контргайки и регулировочной гайки;
- снятия уравнителя с тяги.
- вынуть из уравнителя наконечник заменяемого троса;
- вынуть наконечник его оболочки из расположенного на кузове авто кронштейна;
- отогнуть скобы крепления тросов;
- снять заднюю тормозную колодку и отсоединить от рычага наконечник троса;
- ослабить затяжку гайки, которая закрепляет держатель троса на заднем мосту;
- вынуть трос сначала из держателя, затем из кронштейна, и, наконец, из тормозного шипа.
Заканчиваются работы тем, что новый трос устанавливается на место в порядке, обратном к его снятию. При этом стоит обращать внимание на расположение тросов в кронштейне – оно должно быть крест-накрест.
После установки детали следует обязательно отрегулировать ручник. Теперь, зная, как своими руками регулировать ручник своего авто и заменять его трос, автолюбитель может не обращаться в СТО, и, таким образом, экономить свои средства, веда цена не ремонт не низкая.
Если же инструкции по выполнению всех этих работ будет недостаточно, в Интернете достаточно легко найти и фото, и видео, очень подробно показывающие эти процессы.
Как подтянуть ручника на ВАЗ 2110? Замена и регулировка троса
Несмотря на то что ручной (стояночный) тормоз используется редко, у владельцев ВАЗ 2110 довольно часто возникают проблемы с этим узлом – отсутствие обратной тяги, ослабление троса или поломка рычага. Обнаружив, что ручник работает неисправно, необходимо сразу начать ремонт, так как от этого узла зависит безопасность всех участников дорожного движения. Чаще всего проблему можно решить регулировкой торса, но в некоторых случаях потребуется замена. В данном материале подробно описано, как подтянуть и поменять этот элемент тормозной системы. Также читатели узнают, как проявляются неисправности и что с ними делать.
Предназначение и расположение стояночного тормоза
Расположение ручника известно каждому водителю ВАЗ 2110 – между креслами переднего ряда установлен рычаг, при нажатии на который происходит торможение. Металлический трос является механическим приводом в этом узле. Опуская рычаг, автомобилист обеспечивает натяжение троса, который прижимает колодки задних тормозов к дискам колес. Поломка рычага встречается крайне редко, так как основные нагрузки приходятся на металлический трос, как результат, через какое-то время он теряет нужное натяжение.
В руководстве по эксплуатации и обслуживанию ВАЗ 2110 указано, что хотя бы раз в полгода нужно выполнять диагностику тормозной системы, включая стояночный тормоз. В ПДД есть требования к этому узлу – он должен удерживать автомобиль при уклоне 25 градусов. Если металлический трос не поврежден, а регулировка не принесла результатов, значит проблема в задних тормозах – здесь требуется полноценная диагностика у специалистов.
Неисправности и их признаки
Определить, что требуется регулировка или замена троса, довольно просто. Признаки неисправного механизма проявляются следующим образом:
- Ручной тормоз прожимается без усилий – ослаблен трос, необходимо натянуть его.
- Механизм не реагирует на нажатие рычага – привод порвался или вылетел, также причина может быть в износе задних колодок.
- Заедание ручника — повреждение привода, требуется замена.
Важно! Стояночный тормоз нуждается в проверке хотя бы раз в 30 тысяч километров пробега. Ручной тормоз должен всегда быть натянут.
Достав основной элемент, можно визуально определить его состояние. Замена требуется в следующих случая:
- До 2% повреждены или оборваны.
- Движение троса происходит с трудом даже после нанесения смазки.
- Наконечники привода имеют выработки.
Замена троса
Для работы понадобятся, рожковый ключ «на 10», смазка WD-40, набор отверток, рожковый и накидной ключи «на 13». Смотровая яма и домкрат должны присутствовать в гараже или боксе. Замена троса осуществляется следующим образом:
- ВАЗ 2110 необходимо снять со стояночного тормоза – для этого следует до упора опустить ручник в пол. Необходимо проследить, чтобы система удерживания ВАЗ 2110 была активирована;
Снимите глушитель с подушек подвесок и резонатор с задней подушки
Выньте наконечник оболочки троса из кронштейна на кузове
Сняв заднюю тормозную колодку, отсоедините наконечник троса от рычага
Регулировка
Подтянуть трос гораздо проще, чем заменить. ВАЗ 2110 необходимо поставить на домкрат. Ручник необходимо заблокировать, после этого следует найти регулировочный болт и гайку – выполняется работа при помощи двух ключей «на 13».
Крутим гайку, пока трос не натянется
Гайку нужно натягивать до тех пор, пока задняя колесная пара не перестанет двигаться. Далее необходимо затянуть контргайку. После этого нужно вернуть автомобиль в исходное положение, разблокировать и проверить его работу.
Регулировка ручника и замена троса ручного тормоза
Ручник, или стояночный тормоз, присутствует в каждом автомобиле и является необходимым элементом системы безопасности. Бывают случаи, когда он не выполняет свою функцию полностью или частично. В любом случае эту неисправность необходимо как можно быстрее устранить.
Причины возникновения неисправности
Рычаг ручника ВАЗ 2110 в кожаном чехле
Рассмотрим принцип работы стояночного тормоза (ручника) на автомобиле ВАЗ 2110.
Он довольно прост. Одним из основных его элементов является специальный трос. Когда водитель натягивает ручку стояночного тормоза, то происходит натяжение этого тросика, которое равномерно распределяет своё воздействие на тормозные колодки каждого колеса автомобиля. В процессе эксплуатации происходит изнашивание накладок задних тормозных колодок, растягивания тросика, а в результате возникает необходимость в регулировке или ремонте ручника. Также очень часто водители, особенно начинающие, ездят с поднятым ручником, что приводит к преждевременному изнашиванию троса ручника. Если своевременно водитель не проведёт профилактику или ремонт этого механизма, то автомобиль может самостоятельно начать движение с места или будет притормаживать движение, вплоть до остановки, на подъёме.
Внешний вид троса стояночного тормоза на автомобиле ВАЗ 2110
Регулировку ручника можно выполнить не только в автосервисе, но и своими руками в домашних условиях. Но сначала необходимо ознакомиться со схемой ручного стояночного тормоза, чтобы знать основные её элементы для настройки данной системы.
Схема ручника на ВАЗ 2110
На этой схеме цифрами обозначены следующие элементы:
1 – кнопка, которая фиксирует рычага ручника;
2 – рычаг ручного тормоза;
3 – защитная накладка;
4 – тяга ручника;
5 – уравнитель троса;
6 – регулировочная гайка;
7 – контргайка;
8 – трос;
9 – защитная оболочка троса
Первые шаги регулировки
Чтобы приступить к регулировке ручника, необходимо убедиться в наличии и доступности одного из трёх элементов: подъёмника, смотровой ямы или эстакады.
Эстакада – вид инженерного сооружения, которое предназначается для прокладки дороги или коммуникаций над землёй.
Самодельная эстакада для регулировки ручника на ВАЗ 2110
В домашних условиях чаще всего доступной является только смотровая яма. Если же не получается воспользоваться ни одним из перечисленных условий, то можно обойтись своеобразными опорными козлами, которые представляют собой жёсткую конструкцию, устанавливаемую под заднюю часть кузова, после её приподнятия домкратом. Кроме того, необходимо подготовить два гаечных ключа размером «13», а также пассатижи.
- опустить рычаг стояночного тормоза в крайнее нижнее положение;
Один из этапов регулировки – опустить рычаг ручника
- с помощью одного ключа на «13» нужно ослабить контргайку, при этом удерживать вторым ключом регулировочную гайку;
Ослабление контргайки и ослабление регулировочной гайки
Это ещё не всё, так как осталось несколько пунктов для выполнения полной настройки ручного тормоза.
Заключительные шаги по настройке
- продолжать вращение регулировочной гайки, пока мы не убедимся, что у рычага тормоза полный ход составляет примерно 3 щелчка (эту операцию удобно выполнять вдвоём – один человек вращает гайку, а второй проверяет ручник);
- после проверки рабочего хода нужно затянуть контргайку, удерживая ключом регулировочную гайку;
- теперь необходимо проверить, не перетянут ли тросик ручника: рычаг стояночного тормоза опускается вниз, приподнимаются домкратом задние колёса и прокручиваются руками – они должны вращаться равномерно, без задержек;
- если ход рычага всё ещё большой, то продолжаем заворачивать регулировочную гайку (или отворачивать, если трос перетянут) и регулярно проверять ход ручника, пока он не будет составлять 3 щелчка, а тормозные колодки не будут мешать вращению колёс.
После окончания регулировки системы следует проверить её работу. Для этого нужно водителю поставить свой автомобиль на участок дороги с уклоном от 23% и поднять рычаг стояночного тормоза. Если машина надёжно фиксируется на дороге и не движется, то это означает, что работы были проведены правильно.
Видео-инструкция по регулировке
Если оборвался трос ручного тормоза
Встречаются случаи, когда одной регулировкой стояночного тормоза не обойтись. Такое бывает довольно редко и преимущественно на старых автомобилях – обрыв троса ручного тормоза. Тросик со временем изнашивается и уже не в силах выдерживать нагрузку автомобиля, и в какой-то момент обрывается. Иногда обрыв происходит и на новых авто, подвергающихся слишком интенсивной эксплуатации, для которой не предусмотрена их тормозная система. Чаще всего тросы просто соскакивают или наконечники троса, закреплённые в барабанах, перетираются колёсными болтами, также это происходит просто по причине износа задних барабанных тормозов.
Трос следует менять не только в крайнем случае, когда он порвался, но и в качестве профилактики его последующего обрыва в таких случаях:
- трос ручника с трудом перемещается в оболочке даже после его смазки;
- наконечники троса ослаблены (приходится регулярно подтягивать трос);
- нити троса стали растягиваться, что в конечном итоге приведёт к его обрыву.
Замена троса. Пошаговая инструкция
Операция по замене троса ручника, так же, как и регулировка ручника, может быть выполнена самостоятельно. Замена происходит более сложно, но какие-то профессиональные навыки, инструменты или оборудование здесь не требуются. Надо не забыть про помощника, который в этом случае необходим водителю, чтобы с силой натягивать трос для корректной установки уравнителя.
Замена троса стояночного тормоза состоит из выполнения следующих операций:
1. Опустить рычаг ручника вниз до упора;
2. Снять тормозной диск колеса, со стороны которого происходит замена троса;
Снимаем тормозной барабан колеса
3. Снять глушитель с его подушек подвески, а также резонатор с задней подвески;
Снимаем глушитель с подушки подвески
4. Опустить вниз выхлопную систему;
5. Открутить контргайку (1) и регулировочную гайку (2);
Откручиваем контргайку, регулировочную гайку
6. Снять уравнитель (4) с тяги (3).
После этого приступаем к следующим действиям:
7. Из уравнителя вынимаем наконечник старого троса;
Из уравнителя извлекаем наконечник троса
8. Также наконечник вынимаем из оболочки кронштейна, который расположен на нижней части кузова;
Вынимаем наконечник оболочки троса ручного тормоза из кронштейна
9. Отгибаем скобы крепления троса;
Отгибаем скобы крепления троса ручника
10. Снимаем заднюю тормозную колодку и отсоединяем наконечник троса от рычага;
Снимаем тормозную колодку и отцепляем наконечник троса
11. Обращаем взгляд на задний мост – там находится держатель троса, закреплённый гайкой, затяжку которой необходимо ослабить;
12. Аккуратно вынимает трос сперва из держателя, потом из кронштейна, и далее из тормозного шипа;
13.Приступаем к установке нового троса, соблюдая обратный порядок указанных здесь действий.
При установке троса обязательно обратить внимание на его расположение в кронштейне – только крест-накрест! После установки троса необходима его правильная натяжка и регулировка, что было поэтапно описано выше.
Видео замены тросика ручного тормоза
Как видно из этого описания, выполнение указанных работ несложное и доступное практически любому водителю, который, не обращаясь в СТО и экономя значительную сумму на этом, хочет качественно и своими руками установить новый трос ручника или произвести настройку стояночного тормоза.
Как правильно подтянуть ручник на ВАЗ-2110
В то же время неполадки с ручником могут повлечь серьезные неприятности, если неуправляемая машина врежется в какую-то преграду или, что еще хуже, в другой автомобиль. Рассмотрим неполадки ручника и методы их устранения своими руками без обращения к специалистам на СТО.
Совет! При недостаточном натяжении тросика на ручнике, помимо ручника, автомобиль необходимо оставлять «на скорости», это подстрахует вас в случае непредвиденных обстоятельств.
При износе накладок, которые находятся на задних тормозных колодках, и вытягивании приводных тросов очень часто возникает проблема в регулировке хода ручника (тормозного стояночного ручника). Примеры, которые будут описаны в статье, помогут справиться с этой проблемой не только для ВАЗ-2110, но и для остальных автомобилей отечественного производства.
Если проблему не удается устранить регулировкой и подтягиванием ручника, необходимо немедленно заменить неисправную деталь на новую, не стоит лишний раз рисковать. При неисправности ручника автомобиль может самостоятельно тронуться с места, а это важный фактор того, что данный механизм необходимо регулярно проверять, в случае необходимости подтягивать ручник. Вам не составит большого труда заменить ручник в домашних условиях, и автомобиль не нужно вести в автосервис.
Как подтянуть ручник на ВАЗ-2110
Не стоит оставлять без внимания состояние ручника и периодически проверять натяжку троса, рекомендуется это делать после каждых 30 тыс. км пробега. Неполадки ручника выявить довольно просто, необходимо поставить машину на уклон и поставить на ручник.
В случае если автомобиль покатится вниз, стояночный тормоз не работает. Эту проблему можно решить заменой ручника, но в большинстве случаев достаточно просто отрегулировать или подтянуть ручник.
Подтянуть ручник из салона
Наиболее простой способ устранить неполадки с ручником – это подтянуть его из салона. Для этого необходимо снять защитный кожух, закрывающий ручник, после чего нам понадобится ключ на 10, которым следует подтянуть натяжной болт. Такая регулировка позволит немного натянуть тросик, что удобно при незначительном послаблении. Если такие манипуляции не дают желаемого результата, необходимо прибегнуть к другим способам регулировки.
Без смотровой ямы или эстакады отрегулировать натяжение тросика довольно проблематично, в крайнем случае отрегулировать наш ручник поможет домкрат. При использовании домкрата необходимо внимательно отнестись к соблюдению мер безопасности, высокий процент травм приходится именно на несоблюдение автолюбителями техники безопасности. Для ремонта необходим соответствующий инструмент:
- щетка по металлу;
- WD (универсальная смазка);
- удлинитель;
- глубокая головка;
- пассатижи;
- трещоточный ключ (желательно с карданом).
Справиться с данной поломкой можно за несколько секунд. Во-первых:
- ставим машину на яму;
- полностью опускаем ручник;
Изначально следует зачистить все элементы натяжного механизма от грязи, а после этого необходимо обработать гайки с помощью «вэдэшки». На регулировочном механизме натянуты 2 троса и натяжной шток, накручены две гайки. Из вышеперечисленных инструментов собираем единую конструкцию, с помощью которой и будем подтягивать ручник. В первую очередь ослабляем контргайку и после ослабления закручиваем вторую гайку по часовой стрелке, если необходимо ослабить тросик, крутить следует в противоположенную сторону. Регулировочную гайку натягиваем до тех пор, пока трос ручника не натянется до желаемого результата. Головку надеваем на гайку и с помощью трещоточного ключа затягиваем, то есть закручиваем по часовой стрелке гайку штока. Если нет трещоточного ключа, можно использовать обычный рожковый ключ. При этом не забываем придерживать пассатижами шток. Сильно затягивать головку не нужно, достаточно будет нескольких оборотов. Затем необходимо проверить, на сколько щелчков подтянули регулируемый механизм. В идеале должно быть 2-4 щелчка. Но на практике нормой считается от 2 до 8 щелчков. Если возникает больше 8 щелчков, то колеса недостаточно блокируются. После всей выполненной работы не забудьте затянуть контрящую гайку.
Важный момент в данной работе: следует отметить, что если уже подтягивали ручник, а потом хотите заменить задние колодки, не забудьте, что тросик необходимо ослабить. Если не послабить тросик, потом невозможно будет надеть барабан на колодки.
Следует отметить, стояночный тормоз не должен срабатывать по 1 щелчку. Это не является хорошим признаком, а, наоборот, может принести вред нашему автомобилю и приведет к очередному ремонту. В этом случае возникает высокий риск быстрой поломки и износа тормозных колодок.
Источники:
http://carfrance.ru/reguliruem-ruchnoj-tormoz-na-vaz-2110-svoimi-rukami/
http://masteravaza.ru/tormoza/ruchnoj-tormoz/vaz-2110-regulirovka-ruchnika-600
http://auto-self.ru/kak-podtyanut-ruchnika-na-vaz-2110-zamena-i-regulirovka-trosa/
http://pol-z.ru/regulirovka-ruchnika-i-zamena-trosa-ruchnogo-tormoza/
http://ladaautos.ru/vaz-2110/kak-pravilno-podtyanut-ruchnik-na-vaz-2110.html